Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

События

Ключевые новости российского продовольственного рынка

 

 

 

Госпиар

Лидер роста

В 2008 году Россия поставила мировой рекорд по росту расходов на PR, несмотря на глобальный финансовый кризис. Об этом говорится в докладе Международной ассоциации компаний консультантов в области связей с общественностью (ICCO), представленной в России Ассоциацией компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС).
В 2008 году средний рост на международных рынках составил 8,5% (по сравнению с 14%, зарегистрированными в 2007 году). Более чем в половине стран был отмечен умеренный рост доходов в пределах 10%; в некоторых регионах (Дании, Словакии, Турции и Бразилии) этот показатель составил от 10 до 20%. Самые большие в мире рынки консалтинговых услуг – США и Великобритания – в 2007 году показали прирост в 12% и 17% соответственно. Несмотря на финансовый кризис, они продолжают 
расти: в 2008 году PR-индустрия в США выросла на 4%, а в Великобритании на 7%, что опережает рост ВВП в этих странах. В то же время в России был зарегистрирован беспрецедентный рост в 33%, что делает ее мировым лидером по темпам развития.
«Исследование ICCO является точкой отсчета для специалистов по связям с общественностью во всем мире. Российский рынок PR развивался очень динамично более пяти лет, – отмечает Елена Фадеева, председатель АКОС, российского члена ICCO, генеральный директор агентства Fleishman-Hillard Vanguard. – Данные исследования ICCO коррелируются с оценкой АКОС состояния индустрии в России: рост PR-рынка (совокупные бюджеты компаний на PR в России) в 2008 году составил 43% (до $2,5 миллиардов), рынка PR-услуг (включая гонорары агентств и накладные расходы третьих сторон) 25% (до $1 миллиарда). Однако экономический кризис оказывает свое влияние, и, по нашим прогнозам, в 2009 году произойдет падение до уровня 2007 года, а именно: рынка PR на 28% (до $1,8 миллиардов), а рынка PR-услуг – на 30% (до $0,7 миллиарда)».
Позитивные показатели развития мирового рынка связей с общест­венностью, выгодно отличающиеся от ситуации в других сферах экономики, объясняются в том числе увеличением бюджетов на PR за счет смежных дисциплин, в первую очередь, рекламы. Тенденция постепенной переориентации компаний от рекламы в сторону PR наблюдается в большинстве стран.
Сегодня самым перспективным видом PR в мире являются кризисные коммуникации. Растет интерес к цифровым СМИ и другим новым видам медиа (в 45% стран). Устойчивые позиции занимают внешние связи (41% стран), внутрикорпоративные коммуникации и здравоохранение (по 27% стран). 
По данным АКОС, в России в 2009 году будет наблюдаться рост маркетингового PR в секторе B2C, корпоративных и кризисных коммуникаций. Вместе с тем, сократится спрос на маркетинговый PR в секторе B2B.
ICCO отслеживает потенциал использования PR в компаниях различных отраслей экономики. Наиболее быстрое развитие в сфере энергетики: если в 2006 году интерес был всего в 14% стран, то в 2008 году – уже в 45% стран. Большое внимание привлекает сфера IT и телекоммуникаций (в 50% стран), стабильные позиции удерживает здравоохранение (в 36% стран). Самое резкое падение в рейтинге «перспективности использования PR» переживает сектор банковских и финансовых услуг – в 2007 году он был одним из приоритетных в 55% стран, в то время как в 2008 году интерес к нему наблюдается только в одной стране.
По данным АКОС, в России в 2009 году PR бюджеты компаний автомобильного и строительного секторов сократятся на 80%. В меньшей степени – на 15-20% – в категории FMCG и в проектах предприятий с долей государства. Более оптимистичен прогноз в отношении бюджетов фармацевтического и IT секторов, которые или сократятся незначительно, или останутся на уровне 2008 года.
В мире, в 2009 году глобальный финансовый кризис не только останется основным фактором влияния на развитие индустрии, но и даст новые шансы для развития рынка PR: во многих странах наблюдается увеличение спроса на кризисный менеджмент и расширение сферы внешних связей за счет корпоративной социальной ответственности. 
Сегодня также все более заметным становится влияние PR на процесс управления, а роль PR-специалистов все больше смещается от тактической к стратегической и консультативной. С развитием новых технологий, когда информация может преодолевать расстояния за доли секунды и влиять на широкие аудитории, даже традиционно закрытым компаниям стала очевидна возрастающая важность прозрачности работы. В таких условиях PR является одним из самых эффективных инструментов из всех традиционных коммуникационых практик.
В своем ежегодном докладе, охватывающем 28 стран Европы, Ближнего Востока, Африки, Азии, Северной и Южной Америки и Австралии, ICCO ежегодно анализирует состояние и тенденции мирового PR-рынка и оценивает динамику доходов рынка PR-услуг, измеряемую в совокупных гонорарах агентств, входящих в состав ассоциаций-членов ICCO.

 

Рейтинг

Падение объемов

В 1 квартале 2009 года общее число рекламодателей во всех СМИ составило 35 871, что на 11% меньше показателя аналогичного периода прошлого года, когда рекламу в СМИ разместило 40 132 компании. Такие данные приводит TNS Media Intelligence. В исследовании TNS Media Intelligence учитывались компании, разместившие хотя бы один раз рекламу в СМИ в отчетном периоде.
Наиболее сильный спад в количест­ве рекламодателей зафиксирован в прессе (-34%). На ТВ число рекламодателей сократилось на 7%, на радио –
на 4%, и в сегменте наружной рекламы – на 2%.
«В целом, анализируя итоги 1 квартала 2009 года, можно увидеть, что в этот период рекламу в СМИ разместило наименьшее число компаний по сравнению с 2008 годом. На ТВ число рекламодателей в 1 квартале 2009 года составило 17 356 компаний, в прессе –
7 756, на радио – 1 768 и в наружной рекламе – 14 444», – говорится в исследовании.
Так, согласно данным мониторинга TNS Media Intelligence на ТВ в 1 квартале 2009 года Procter & Gamble сохранил свои лидерские позиции, а L’Oreal переместился на вторую строчку в списке с третьего места, занимаемого в 1 квартале 2008 года. В это же время, Unilever не вошел в тройку лидеров, уступив Mars-Russia.
Аналогичная перестановка позиций произошла в прессе. Лидер прошлого года, компания Mercury, уступила первое место L'Oreal, переместившись на 4 строчку списка. Одновременно свои позиции в прессе усилила компания Louis Vuitton Moet Hennessy Sa, войдя в топ-3 по итогам первого квартала.
На радио в 1 квартале 2009 года появился новый рекламодатель в спис­ке лидеров – компания Ниармедик Плюс, в то время как компания On Clinic, занимавшая в аналогичном периоде 2008 года второе место в списке, в этом году полностью выбыла из десятки ведущих рекламодателей на радио.
В сегменте наружной рекламы отмечено возрастание объема рекламы, размещаемой правительством Мос­квы, социальной рекламы. Компания «Билайн» по итогам 1 квартала 2009 года занимает 4 место в списке, а один из лидеров в сегменте в 2008 году, Samsung Electronics, также сократил объем размещения на наружных носителях.
В целом эксперты TNS Media Intelligence отмечают концентрацию бюджетов и возможностей размещения рекламы у крупных компаний на фоне общего сокращения числа рекламодателей по итогам 1 квартала 2009 года.

 

Конкуренция

Команда ФАС

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России возбудила дело в отношении ОАО «Русский солод» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». Дело возбуждено по заявлению ОАО «Пивоваренная компания «Балтика».
Признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны группы лиц в составе ОАО «Русский солод», ЗАО «Вороновский завод по производству солода», ООО «Острогожский завод по произ­водству солода», ООО «Орловский завод по производству солода», ООО «Торговая компания «Русский солод» усматриваются в установлении монопольно высокой цены на солод пивоваренный ячменный в 2008 году.

 

Интернет

Онлайн прогноз

В 2009 году число россиян, пользующихся интернетом, достигнет 63 миллионов человек, что на 34 процента больше показателя 2008 года. Об этом заявил министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев. По словам чиновника, в настоящее время в городах России с населением свыше ста тысяч человек 42 процента жителей старше 12 лет выходят в Сеть как минимум раз в месяц. Для Москвы и Санкт-Петербурга этот показатель равен 61 и 53 процентам соответственно.
Министр также подчеркнул, что
стоимость доступа в интернет в регионах значительно выше, чем в столице. Он надеется, что в ближайшее время этот разрыв будет сокращен.
При этом средняя скорость доступа в интернет в регионах оказалась значительно ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Если для последних двух городов этот показатель равен семи мегабитам в секунду, то в среднем по России – 410 килобитам в секунду.

 

Реконструкция

Закавказский поход

В Азербайджане 20 мая после реконструкции открыт завод «Балтика-Баку». «Теперь зарубежная производственная площадка «Балтики» соответствует всем стандартам и технологическим требованиям, обязательным для всех заводов пивоваренной компании», – отметили в «Балтике». С линий розлива завода в городе Хырдалане сошли «Балтика №3 Классическое» в бутылке 0,5 литра и Xirdalan в новой ПЭТ-упаковке 1,5 литра.
Модернизация «Балтика-Баку» стала одним из самых крупных инвести­ционных проектов в несырьевом секторе за последнее время в закавказской республике. Общий объем вложений по окончанию инвестиционной программы составит около $20 млн. На предприятии были реконструированы варочный порядок, бродильное и фильтрационное отделения, переоснащена линия розлива в стеклянные бутылки и установлена линия для розлива пива в ПЭТ-упаковку.
«Балтика-Баку» позволит нашей компании укрепить позиции в Закавказье.
Собственное производство в этом регионе существенно расширит наши возможности по развитию экспортной деятельности. Оптимистичная оценка перспектив развития рынка Азербайджана и благоприятный инвестиционный климат подтверждают это», – подчеркнул, президент ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» Антон Артемьев.
Все оборудование, вновь установленное на предприятии «Балтика-Баку», произведено ведущими мировыми компаниями, такими как Krones AG, Gea Brewery Systems Gmbh, Filtrox AG, Ring Crown, Pall Gmbh и др.
«Теперь зарубежный завод компании соответствует стандартам и технологическим требованиям, обязательным для заводов «Балтики» – сказал генеральный директор ООО «Балтика-Баку» Адам Аюбович Тлехурай. Модернизация позволила нам не только заметно повысить качество местных брендов, но и выпускать знаменитое пиво «Балтика», предоставив со временем потребителям Азербайджана всю линейку «балтийских» сортов», сваренную на мощностях завода «Балтика-Баку».
Доля брендов компании «Балтика» в Азербайджане, включая местные бренды и экспортируемые сорта, составила по итогам 2008 года 73% пивного рынка. Наличие производства в Закавказском регионе позволит компании «Балтика» не только снизить логистические издержки, но и разработать новые экспортные маршруты.
Пивоваренный завод в Хырдалане, введенный в эксплуатацию в 1969 году, принадлежал производственному союзу «Баку-Пиво» и был одним из шести крупнейших пивоваренных пред­приятий СССР. В 1997 году завод перешел в управление французского концерна Group Castel. В 1999 году на заводе прошла масштабная реконструкция. К 2008 году продукция предприятия заняла более 70% рынка пива Азербайджана. 15 мая 2008 года компания «Балтика» и Brasseries Internationales Holding (Eastern) Ltd (BIH Eastern) подписали соглашение о покупке пивоваренного завода в Хырдалане. После одобрения сделки антимонопольными органами Азербайджана, завод вошел в состав компании «Балтика». С начала 2009 года переименован в «Балтика-Баку».

 

Спонсорство

Забота о здоровье

 Холдинг «Объединенные Кондитеры» озаботился здоровым образом жизни россиян.
В мае холдинг объявил о старте программы поддержки здорового образа жизни и активного семейного отдыха: «Халвичные конфеты «Рот Фронт»: Здоровье. Фитнес. Красота».
Как отмечают в «Объединенных Кондитерах», «халвичные конфеты «РОТ ФРОНТ» – не только обладают прекрасным вкусом, но и содержат все витамины и минеральные вещества, необходимые для поддержания отличной физической формы, хорошего самочувствия и настроения. Благодаря витаминам B, B1 улучшается обмен веществ, кальций способствует росту мышечной ткани, а магний, фосфор, селен и железо являются важнейшими для поддержания здоровья и иммунитета микроэлементами. Любителям спорта и здорового образа жизни придется по вкусу полезная «Халва «РОТ ФРОНТ»: глазированная, с какао и кунжутом, с капучино и с миндалем».
Для продвижения продукции компания выступила спонсором Московского марафона «Лужники», проходящего при поддержке правительства Москвы. «Халвичные конфеты «РОТ ФРОНТ» помогут участникам сохранить энергию и силы на протяжении всей дистанции, а это более, чем 42 километра. Победители марафона – самые быстрые и выносливые спорт­смены получат специальные призы от холдинга «Объединенные кондитеры», – говорится в сообщении компании.