Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

Правила игры «на выживание»

НИКОЛАС КОРО
ТРИБУНА
Как водится, в период кризиса приобретают особую актуальность два извечных русских вопроса: «кто виноват?» и «что делать?». Не стал исключением и нынешний финансовый кризис
Абсолютно убежден, что никаких экономических предрасположенностей к кризису в стране не было. Но были три рыночные отрасли, где скопилось максимальное количество вольных денег (и даже некоторый жирный переизбыток) в государстве, воспевшем оправданно железную вертикаль властного контроля (это некий микс между современной американской национализацией рыночных «крупняков» и нашей вертикалью власти). Но, согласитесь, это скопление достаточно опасно для государства, ибо неподконтрольно, а нам известно из новейшей истории, что жирная пенка финансового переизбытка всегда стремится к политическому краю переливания. Поэтому еще девять месяцев назад ваш покорный слуга и уверенно «накаркал», что банковскому рынку, ритейл-рынку и рынку FMCG вскоре придется очень несладко из-за своей финансовой беззаботной избыточнос-ти – грядет передел, спровоцированный ради укрупнения и простоты контроля! Правда же, друзья, десяток контролировать проще, чем сотни! Так и случилось. Отсюда вывод – коллеги, консолидируйтесь в лояльно значимые объединения! Вот так, нахально и оперативно мы не только посмотрели, что происходит, и заодно безапелляционно ответили, что делать. Однако вариаций решения много больше, а если быть точнее в формулировках, то множество вариаций выхода гораздо шире. Слишком мудрено, скажете? Тогда придется вам меня простить за упрощение, которое будет отдавать лобовым цинизмом: производитель должен не просто маркетингово и стратегически осознать, но и действовать в новых условиях, демонстрируя сопричастную ответственность за то, что происходит в стране! "Просто пора оставить разговоры про «мешающее» государство и своими действиями показать готовность с долей ответственности за свой сектор производства и экономики", – сказал мне один мудрый хозяйственник, активно перестраивающий свои компании в новых условиях. Как? А очень просто – выживут те, кто при полной загрузке мощностей (если у вас таковая) будет не взвинчивать цены на продукцию, а размещать ее на предприятиях с недозагрузкой мощностей не по примитивному размещенческому контракту, а по консолидированной договоренности (под жестким контролем качества) с уступкой части своей маржи этому предприятию-разместителю. Или прямые консолидации, которые по факту будут иметь социальнозначимую долю конечной или промежуточной продукции – масла ли это, жиры, колбасы или что-то иное. Опыт развития современной российской экономики прекрасно демонстрирует такую (относительную, по крайней мере, в экономическом плане) неприкасаемость. Взгляните на алюминиевый вектор или на калиевый вектор, или на вектор растительных жиров!.. Кстати, если все-таки объединятся «ЭФКО» и «Солнечные Продукты», тогда, друзья мои, будет почти 70% кусок пирога, от которого зависят многие конечные марочные производители, сконцентрирован в одних консолидационных руках. А если произой­дет консолидация, к примеру, «ТАЛИНЫ», «Останкино» или «Клинского», то вообще такая игра на потребительском рынке случится, что вообще войдет в анналы истории, но пока это мифогенно! Да и портфельные инструменты необходимо пересматривать, исходя из того, что средний класс псевдодисконтируется (но при этом средний чек уменьшаться по сумме не будет, просто вырастет количество товара, включенного в него), а премиальная группа потребителей, уйдя в эксклюзив, наконец по-настоящему станет премиальной (что, надеюсь, наконец-то отрезвит «Самсунг», истово пытающийся под одной маркой продавать товар во всех трех потребительских сегментах). Тот мудрый политик-хозяйствен-ник, которого я уже цитировал, сказал еще одну ценную вещь: «Ну, скажи, где наша доля ответственности, когда мы при любом удобном случае стараемся поднять цену?! А когда продукция «встает», кричим во весь голос: «Помоги, государство!» А еще следует вспомнить, что помогать будут не всем, а только тем, кто демонстрирует готовность работать и думать не только о сиюсекундной прибыли. Как это показать? Поставьте знак равенства в своих стратегиях и стратегии внутреннего развития страны. Что получается у Вас? Вот то-то и оно! Но еще не поздно. Факт остается фактом – накормить страну (на примере США и ЕС) могут примерно 3% населения, а по последней переписи в России на селе живет 28%. Есть о чем задуматься. А еще неплохо бы задуматься над фразой одного знакового чиновника, «пообещавшего» мне в кулуарах, что реально государство поддержит и поможет 3% от нынешнего числа производителей. Вспоминайте великого барона в работе Олега Янковского, которого чуть-чуть смыслово подправим: "Объединяйтесь, господа! Объединяйтесь!"