Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

Жизнь после зимы

Конец 2008 года и для бизнеса, и для простых граждан прошел 
в сложных условиях. Под постоянным информационным давлением росли панические настроения, последствием которых стали общие ожидания «экономической зимы»

 

ОТ АНДРЕЯ СТЕРЛИНА

 

Ситуация ноября-декабря прошлого года, когда мало кто понимал, что будет дальше, заставляла всех экономить.
Нервная обстановка конца года напрямую отразилась на «золотом» периоде продаж – новогодней торговле, которая в этом году не оправдала ожиданий ритейлеров. В среднем по стране продажи ноября (в денежном выражении) в сравнении с аналогичным периодом 2007 года упали на 13%, а декабря –
на 6%. В двух столицах показатели оборота (также в деньгах) были следующими: Москва в декабре подтвердила статус города оптимистов и показала рост около 9% (пусть и незначительный, но практически единственный рост по стране), в Санкт-Петербурге продажи упали на 3%. С учетом же инфляционного фактора падение показателей будет еще большим и повсеместным.
Как правило, в прошлые годы прирост декабрьского оборота к октябрьскому составлял 30-35% по стране. Объем продаж в декабре 2008 года вырос к октябрю всего лишь на 6%. Пожалуй, больше всего не добрали в декабрьских продажах напитки (как алкогольные, так и безалкогольные). В обычные месяцы в обороте сетевой розницы напитки занимают порядка 20% в денежном выражении, а в декабре возрастают до 26-27%. В этом году на долю предновогодних продаж алкогольных напитков пришлось на 30% меньше уровня 2008 года.
Сейчас объемы продаж немного восстановились. На наш взгляд, мы либо сейчас проходим дно (хотя, как справедливо отмечают многие экономисты, оно может оказаться очень вязким, и оттолкнуться от него не удастся в течение довольно продолжительного периода), либо прошли его несколько недель назад. Дело, однако, не столько в показателях, сколько в изменении восприятия ситуации бизнесом, которое, как представляется, становится более спокойным, взвешенным, и оптимистичным. И можно ожидать, что меняющееся настроение предпринимательского сообщества с некоторым временным лагом позитивно повлияет и на настроения потребителей.
Конечно, люди, потерявшие работу, так быстро не восстановят привычные объемы и модели потребления. Но для тех, кого кризис не задел столь жестко, опять наступит период подъема, постепенно люди опять начнут тратить. Тем более, если будут приняты эффективные меры по стимулированию спроса. В качестве иллюстрации этого – в среднем по стране январские и февральские продажи показали позитивную динамику (9% и 4% соответственно).
Отметим также изменения в потребительской корзине среднестатистических граждан. Нами зафиксирован сдвиг предпочтений в сторону товаров, используемых для домашней готовки. Доли мясной гастрономии, рыбы, замороженных полуфабрикатов, кулинарии в потребительской корзине перераспределились в пользу птицы, яйца, муки, сахара, круп и т.д. При этом надо отметить, что динамика продаж существенно отличается по категориям.
Так, в кризисные времена возрастает общее потребление алкоголя и сигарет, которые, очевидно, считают­ся действенными средствами для снижения стресса (аналогичная ситуация наблюдалась и в 1998 году). В феврале 2009 года (по сравнению с февралем 2008 года) продажи на российском рынке алкогольной продукции выросли на 5% в натуральном выражении. В частности, увеличились продажи водки (1%), вина (13%) и бренди (15%).
При этом значительно сократились объемы потребления других категорий алкогольных напитков, прежде всего импортных. Так, потребление коньяка в натуральном выражении уменьшилось на 16%, ликеров – на 18%, джина – на 50%, французского шампанского – около 30%, виски – 2%. Из больших импортируемых категорий не пострадал только ром (рост 4%).
Этот тренд понятен и не является неожиданным: переключение потребителей товаров сегмента элитного алкоголя в сегмент водки продиктован поиском более доступных по цене алкогольных напитков. Такое же смещение в сторону более дешевых марок происходит и «внутри» самого водочного сегмента. Водка вносит ощутимый вклад в рост продаж товаров всей категории алкогольной продукции, так как в пересчете на чистый спирт, на ее долю приходится две трети объема от годового потребления алкоголя россиянами.
В январе нынешнего года, когда стало понятно, что ЦБ РФ плавно девальвирует рубль, многие потребители бросились спасать оставшиеся накопления, в том числе и вкладывать в импортный алкоголь, продававшийся еще по «старым» ценам, о которых, как было всем очевидно, через пару–тройку месяцев можно будет только мечтать. Поэтому эти покупки в январе дали какой-то прирост объемов продаж, соответственно, подправив и годовую динамику. Но даже это не помогло импортному алкоголю выйти в плюс.
Если говорить о наметившихся тенденциях, то уже видны следующие изменения в потребительском поведении: отказ от дорогих и не ставших традиционными групп товаров (например, рыба) и переключение на более дешевые заменители (мясо птицы вместо свинины или говядины); отказ от не самого необходимого (кулинария, полуфабрикаты) и переключение на домашнюю кухню, домашнюю выпечку (например, продажи тортов снизились на 11%, тогда как продажи сахара и замороженного теста выросли); переключение на более дешевые места покупки (многие категории, по которым в супермаркетах и минимаркетах наблюдается снижение объемов продаж, растут или в гораздо меньшей степени падают у дискаунтеров).