Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

«Компромисс розницы с производителем неизбежен»

Семенов Виктор Александрович

 

От первого лица: Наступление нынешней весны ознаменовалось знаковым событием агропродовольственного рынка страны. Всероссийская политическая партия «Единая Россия» и Ассоциация отраслевых союзов агропромышленного комплекса России «АССАГРОС» заключили между собой соглашение о взаимодействии и партнерстве. По сути, «партия власти» подписанием данного документа подчеркивает особую роль и значение ассоциации на отечественном агропродовольственном рынке. Своими планами и взглядами с журналом PROD&PROD поделился основатель и глава «АССАГРОС» Виктор Семенов

 

Опора на партию «Единая Россия» – это дополнительные силы для того, чтобы реально лоббировать правила игры на агропродовольственном рынке. И то, что «Единая Россия» выбрала нас в виде одного из партнеров в этом направлении, для нас большая честь.
Необходимость подписания соглашения с «Единой Россией» назревала давно. Мы давно совместно работаем, а сегодня оформляем наши отношения в соглашение.  
Просто лобби с той стороны настолько сильное, мощное, что это не осталось незамеченным для партии. Партия увидела, что, не объединив всерьез усилия, не оформив их формально, будет очень сложно пробить эту брешь. И должен сказать, что сам слух о том, что такое соглашение готовится, уже несколько изменил позицию к вопросу со стороны торговли. Торговля пошла на компромиссы. И, по крайней мере, вербально торговлей высказана готовность ограничить сроки возврата платежей, готовы практически отменить для небрендированного агропродовольствия входные билеты… Между тем детали и технологию того, как это будет осуществляться, мы пока не обсуждали. Очень важно, что озвучена готовность ограничения бонусной политики. Мы ведь не против бонусов, как таковых. Позиция товаропроизводителей продовольствия такова: давайте сделаем прозрачными отношения между производителями и торговцами. Не только ради наших отношений, а ради покупателя. Даже если мы продали какой-то товар за 100 руб., то эти 100 руб. товаропроизводитель и должен получить за свой товар. А все, что торговец зарабатывает, должно идти сверх этих 100 руб. Казалось бы, ясная и понятная вещь. Но что мы видим сегодня… вот торговец договорился с товаропроизводителем купить товар за 100 руб. 20 руб. торговец добавляет, и за 120 руб. товар оказывается на прилавке. Но за счет бонусной политики (а количество бонусов уже доходит до 16 видов!) товаропроизводитель в результате почему-то получает всего 60 руб. И получается, что при умеренной торговой наценке магазина в 20% производитель реально получает за свой товар всего 60% от его отпускной стоимости и всего 50% от стоимости товара на прилавке (120 руб.). более того, часть бонус торговцы заставляют (я подчеркиваю – заставляют!) производителя взять на себя бонусную нагрузку, часть от которой последние не смогут заложить даже в себестоимость своего товара. И вынуждены закладывать их в счет будущей прибыли. То есть эта цена для производителя еще на 24% дороже. Что вообще нарушает саму логику бизнеса. Как можно изымать из будущей прибыли, которая еще сама по себе находится под вопросом «будет ли она вообще?» Эта мешанина отягощает логику уже налогового кодекса. Поэтому, на мой взгляд, эти вещи надо ограничить, систематизировать их, сделать более прозрачными их и для бизнеса, и для потребителя. В целом общество должно знать, какие «накрутки» применяются в розничной торговле. 100% или 20%.
Но мы тоже пошли навстречу. Наша сторона (и аграрная часть правительства нас поддержала) заявила, что мы не настаиваем на фиксировании наценки, понимая индивидуальность каждого продукта. Фиксирование наценки может дать эффект слона в посудной лавке. От этого могут проиграть все. Это опасно.
Мы видим целый комплекс направлений и проблем, требующих первостепенного решения. Вот лишь основные из них. Создание фондов по фуражному зерну, сухому молоку позволит подойти к регулированию происходящего на этих рынках гораздо более подготовленными комплексом эффективных инструментов.
Рынок сырого молока требует новых правил игры. Скажем честно: у нас нет реального рынка сырого молока! А то, что у нас сегодня этим называется, – игра в одни ворота. Рынок подавлен переработчиками, а производители сырья постоянно находятся в униженном положении. Здесь нужно обратиться к мировой практике – нужно устанавливать минимальную гарантированную отпускную цену на молоко-сырье с учетом минимальной рентабельности в 15%. В противном случае мы рискуем вернуться в состояние стагнации рынка молочного сырья. А молочные заводы подрубят сук, на котором сами сидят.
Одной из глобальных проблем аграрного рынка страны все еще остается нерешенный вопрос земельных отношений. Пока земельные паи не будут сконцентрированы в руках профильных эффективных собственников, мы не получим устойчивого базиса для развития сельского хозяйства. Сегодня же основная часть земельных активов находится в руках у мелкоземельных рантье, из которых 70% вообще не имеют никакого отношения к сельскохозяйственной деятельности. И в этом наша беда.
Сегодня фактически только в России практикуется сдача в аренду на 1 год. В Европе меньше, чем на 9 лет взять и сдать в аренду землю нельзя. Конечно, по обоюдному согласию такие договора можно впоследствии расторгать. Но таким образом защищаются права агросельхозпроизводителя, взявшего в аренду земельный участок. Ведь за 1 год на земле нельзя получить никаких результатов. 
Сегодня, к примеру, особо актуально зазвучала проблема региональных торговых барьеров, называемый в прессе «региональным сепаратизмом». Нельзя сказать, что проблема получила глобальное развитие, но тенденциозные случаи звучат в разных регионах страны. Мы на совместном заседании 
«Ассагроса» и Комитета по агропромышленной политике ТПП РФ подробно разбираем сложившуюся ситуацию и вырабатываем конкретные шаги по ее нормализации.
В большей степени проблема проявила себя на алкогольном рынке, но мы фиксируем случаи и в других секторах продовольственного рынка.
Все это делается под предлогом вытеснения контрафакта, но к реальным благам для обывателя это приводит довольно редко. Посмотрите, проверяющие органы ужесточают действия по пресечению беззакония, а «левая» водка до сих пор льется рекой. По разным оценкам, сегодня до половины водочного рынка находится в «тени». Меры по установлению минимальной цены на водку несут в себе гораздо более эффективный заряд. Конечно, мера не совсем рыночная. Но здесь помимо выполнения налоговых отчислений на кон поставлено здоровье населения. Ведь контрафакт контроль качества не проходит.
Но уж совсем нет ничего рыночного в ситуации, когда на прилавке бутылка водки продается по цене ниже своей себестоимости. Я далек от мысли, что такую водку сделали из соображений благотворительности. В планах «Ассагроса» – самое активное содействие решению этой проблемы.