Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

Финансовые претензии

Торговая площадьТорговая площадь

Факторинговые операции в отношениях поставщиков и ритейлеров

Инструмент: Продажа продовольственных товаров с отсрочкой платежа ставит перед необходимостью своевременного пополнения оборотных средств и погашения дебиторской задолженности. Решить эти проблемы помогает факторинг

Валентина Зарицкая

Освоение новых рынков сбыта продовольственной продукции, дальнейшее развитие сети и удержание достигнутых позиций не существуют без полноценной работы всех звеньев и снижения издержек обращения, перехода на новый тип позиционирования – «к потребителю». Особое значение приобретают возможности работы в условиях поставок just-in-time, или «точно в срок», предложение более широкого ассортимента продукции, введение новых дополнительных позиций, а также наличие достаточного объема оборотного капитала.
Своевременное пополнение необходимых сумм оборотных средств и оплата поставки продовольствия является одной из главных задач в финансировании торговой сети и значительно влияет на развитие взаимоотношений между поставщиками и ритейлерами. Поэтому применение различных финансовых инструментов может способствовать дальнейшему укреплению партнерства, повышению конкурентоспособности, сохранению достигнутых позиций на рынке продовольствия.
Сегодня банковские и финансовые структуры предлагают широкий спектр услуг, которые давно и успешно применяют иностранные компании, в том числе операции факторинга.
Конвенция УНИДРУА (UNIDROIT, Международный институт унификации частного права) определяет факторинг как операцию, когда поставщик уступает фактору право требования, выдвигаемое согласно условиям контрактов по продаже товаров. Уступка требований выгодна динамично развивающимся компаниям, ощущающим периодическую нехватку оборотных средств. Высокая оборачиваемость бизнеса с применением факторинга позволяет быстро наращивать объемы торговых операций.

Специфика применения
Операции факторинга применяются при поставке товара или услуги с отсрочкой платежа покупателям, но в то же время поставщик хочет немедленно получить деньги за отгруженную партию продукции и использовать их в следующей сделке.
Факторинг представляет собой комплекс нескольких финансовых услуг, которые банк оказывает клиенту – поставщику товара – в обмен на уступку права на дебиторскую задолженность. Комплекс услуг банка по данным операциям может включать:
финансирование товара, отгруженного с отсрочкой платежа;
учет состояния дебиторской задолженности поставщика и его информирование;
контроль своевременности расчетов, состояния оплаты, работы с дебиторами, взыскания оплаты дебиторской задолженности;
страхование рисков в связи с отсрочкой платежа.

Финансовые показатели оборотов
В России применение в финансовой деятельности операций факторинга оценили многие, о чем свидетельствуют официальные данные последних годовых отчетов десяти ведущих банков и факторинговых компаний.
Согласно экспертному анкетированию «Эксперт РА», по итогам I полугодия 2010 г. общий оборот российского рынка факторинга достиг уровня 185 500 млн. руб. Совокупный портфель факторинговых операций на 1 июля 2010 г. составляет около 50 000 млн. руб.
Участники рынка факторинга в отчетном периоде осуществили финансирование товарооборота клиентов на сумму, превышающую 132 000 млн. руб.
Доля операций факторинга в ВВП России определяется менее 0,5%, в обороте оптовой торговли – 1,6%, розничной торговли – 2,5%.
Анализ показателей объемов операций факторинга свидетельствует об активном восстановлении и увеличении темпов роста российского рынка факторинга в текущем году. По оценкам экспертов, по итогам 2009 г. объем рынка составил 361 млрд. руб., к концу 2010 г. прогнозируются 450-500 млрд. руб.
Значительное влияние на прозрачность факторинговых услуг имеет законодательная база и нормативные документы. Упрощение и оптимизация взаимоотношений поставщиков и владельцев торговых сетей является важной проблемой отечественного рынка факторинга.
Факторы роста
По мнению клиентов, крупных поставщиков продовольственных товаров, отсрочка платежа в деятельности компаний является обычной практикой и нередко мешает реализации бизнес-проектов. Поэтому удобство факторинга заключается в стабильности поступлений платежей за товар. Кроме того, важным преимуществом является отсутствие формирования и нотариального оформления залогового имущества.
Привлекательна и возможность работы сразу с несколькими финансовыми структурами, возможность выбора для партнеров оптимальных условий и требований по факторинговым программам, предлагаемым банками.
К главным тенденциям рынка факторинга можно отнести рост объема операций без регресса, которые вызывают оправданный интерес у торгово-посреднических компаний. Но в связи с оптимизацией соотношения риска и доходов по заключенным сделкам банки часто предусматривают в соглашениях о финансировании факторинга право регресса на клиента. Такие меры связаны с рисками банка при осуществлении факторинговых операций в условиях специфики сферы деятельности торговых компаний.
Нельзя не учитывать и более высокую стоимость услуг в связи с повышенными рисками банка, связанными с отсутствием нотариально заверенного залогового имущества или товаров в обороте. Имеет значение и предоставление значительного пакета документов участниками сделки (поставщиком и ритейлерами), наличие у банков необходимых резервов на случай потерь в результате проведения операций по финансированию факторинга.
Но, несмотря на сдерживающие факторы, в настоящее время факторинг значительно увеличивает долю на рынке финансовых услуг.
Проведение
факторинговых операций
Предприятие закупает партию товара на условиях отсрочки платежа и перепродает с наценкой. При передаче права требования оплаты банку деньги за товар в объеме 70-90% стоимости перечисляются предприятию или сразу продавцу товара. Банк, согласно уступке требования, получает всю стоимость товара в указанный в договоре срок и возвращает, за вычетом уже профинансированной суммы, разницу предприятию. За проведение операции факторинга банк получает вознаграждение. Кроме финансирования банк, согласно договору с предприятием, осуществляет еще ряд функций:
ежедневный мониторинг состояния дебиторской задолженности;
контроль платежной дисциплины дебиторов;
уведомление дебиторов о сроках оплаты каждой партии продовольственного товара;
анализ состояния дебиторской задолженности (поступление платежей, отгрузка товара и т.д.);
инкассирование дебиторской задолженности;
формирование детальных отчетов о состоянии дебиторской задолженности.
При желании компании-поставщика банк может проконтролировать правильность юридического оформления договоров и накладных, а также проверить деловую репутацию будущих партнеров, что обеспечит защиту поставщика от неплатежеспособных дебиторов и значительно снизит риски возникновения проблемной задолженности.
На практике к заключению договоров факторинга обращаются в случаях, когда происходит задержка выплат покупателями, что приводит к срыву сроков выплат продавцу и финансовым претензиям. Кроме того, предприятию помимо своей дебиторской задолженности больше нечего предложить банку для оформления залога. Поэтому именно под такой актив банк и выбирает для финансирования предприятия на условиях факторинга.
Однако следует иметь в виду, что налоговые службы при проверке сравнивают суммы штрафов по договору поставки товара при операции факторинга с обычными договорами – эти суммы не должны превышать штрафы, указанные в других договорах поставщика. Ведь на основании суммы претензий, предъявляемых предприятию, рассчитывается целесообразность проведения факторинговой операции и выплаты банку вознаграждения. Таким образом, экономическая целесообразность и выгодность проведения операции по уступке требования должна быть просчитана еще до проведения операции.

Убытки и прибыль
Существует множество примеров различной эффективности факторинга. Это, прежде всего, более быстрая оборачиваемость средств, что выгодно. Финансовая экспертиза и предоставление заключений еще до проведения операции могут служить весомым доказательством экономической обоснованности факторинга при различных разбирательствах по поводу целесообразности такого проекта.
Объектом проверки может стать комиссионное вознаграждение банку, выплаченное согласно договору факторинга – оно не должно быть астрономическим.
На практике банки взимают разные виды вознаграждения по факторингу:
банк получает от должника расчетную сумму, разница между которой и проведенным факторинговым финансированием остается банку как плата за услугу (уступка требования дебиторской задолженности с дисконтом);
предприятие уступает право требования с небольшим дисконтом и, кроме того, выплачивает банку дополнительное вознаграждение;
право требования уступается без дисконта, поэтому предприятие выплачивает только вознаграждение банку.
Размер суммы вознаграждения по причинам, которые объясняются предметом договора, несколько выше, чем процентные доходы банка от кредитных операций. Но все же разница между обычными процентами по кредиту и вознаграждением не должна возрастать в разы, иначе этот факт невозможно будет объяснить при проверках и разбирательствах в суде.
Сделка по факторингу должна быть рентабельной, так как рентабельность закладывается в основу деятельности предприятия и является объектом пристального внимания проверочных служб.
Если вознаграждение за финансирование по договору факторинга превышает торговую наценку на перепродажу товаров, то сумма общих расходов от сделки превысит сумму полученных доходов. Торговля же в убыток прямо противоречит сущности бизнеса. А если убыточные операции отличаются стабильной регулярностью, то возможно ли доказать их целесообразность?
Прибыльность факторинговой операции является основным аргументом для ее проведения. Однако анализ убыточности рассматривается в комплексе с теми сделками, финансирование которых проводится предприятием. Ведь сама операция факторинга по своей сути прибыльной быть не может. Поэтому если проводить комплексный анализ основной и убыточной факторинговой сделок, то в результате можно получить достаточно высокую рентабельность. Кроме того, не придется выплачивать продавцу суммы штрафов согласно договору. А если эти суммы значительно превышают банковское вознаграждение, то это уже положительный финансовый результат. Даже в случае убыточности операции можно добиться значительного уменьшения затрат, что также является экономическим обоснованием проведения факторинга.
Развитие бизнеса требует от финансистов обеспечения соответствующего уровня оборотных средств и непрерывности денежных потоков компании. Правильное проведение финансовых операций по факторингу позволяет поставщикам и владельцам торговых сетей решать эти проблемы.