Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

Готовый сценарий

ГосрегулированиеГосрегулирование

Потребительские приоритеты различных целевых групп

Закономерность: Вкусовые предпочтения существенно влияют на спрос, однако мотивация выбора в не меньшей степени зависит от безопасности, государственной сертификации и информативности этикетки предлагаемого товара

Марина Провальская

Среднестатистический человек рассматривает пищевые продукты в трех аспектах: эстетическом, химико-биологическом и энергетическом. Потребитель, лишенный возможности контролировать процесс производства и транспортировки товара, а также условия его хранения до непосредственной реализации, определяет для себя параметры отбора качественной продукции. Предпосылками этого выбора являются социальный статус покупателя, стабильность и уровень его месячного дохода, вкусовые предпочтения, мнение других людей и влияние рекламы.
Все продукты питания изначально предназначены укреплять здоровье человека. Однако в настоящее время качество продовольствия у многих вызывает сомнения, к тому же участились случаи фальсификата. В результате потребитель еще до похода в магазин чувствует себя обманутым, так как не надеется найти на прилавках хороший товар. Если раньше выбираемую продукцию можно было подвергнуть органолептическому анализу (внешний вид, консистенция, цвет, запах, вкус), то современные полиэтиленовые упаковки мясных изделий, полуфабрикатов, замороженных продуктов препятствуют составлению субъективных рейтингов качества. Кроме того, пессимизм обывателей, не верящих в отечественное сельское хозяйство, передается из поколения в поколение.
Ситуация складывается так, что товар приходится дифференцировать по сорту, категории, марке производителя, полезности или престижности, дороговизне или доступности. В итоге покупатель, как член той или иной социальной или гендерной группы, находит то, что нужно, руководствуясь субъективным критерием – собственными представлениями о безопасности и гарантиях качества продукции.
Безопасность продовольствия важна в первую очередь молодым мамам, людям, ведущим здоровый образ жизни, и тем, кто по медицинским показаниям должен соблюдать диету. Подобные социальные группы боятся продуктов с различными ароматизаторами, эмульгаторами, стабилизаторами, усилителями вкуса и красителями, остерегаясь их негативного влияния на здоровье. Они тщательно изучают этикетку в поисках запрещенных в их повседневном рационе добавок, забывая о том, что в
статье 1 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» пищевые добавки определены как «природные или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) сохранения качества пищевых продуктов». Минздрав РФ гарантирует безопасное для здоровья человека использование добавок в Приложении 7 СанПиН 2.3.2.1078-01 (Санитарные правила и нормы).
Всегда скрупулезно выбирается и детское питание как продукт специального назначения, который не должен содержать аллергенов. На этикетке производителю следует указать точную информацию о качестве и химико-биологическом составе товара. Ведь потребитель, выбирая продукт с достаточным количеством белков, жиров, углеводов и витаминов, имеет в своем распоряжении лишь информацию, размещенную на упаковке.
Место изготовления также играет немаловажную роль. Потребители, контролирующие свой рацион, осознанно будут избегать экологически загрязненных районов и выбирать товар, который прошел необходимую промышленную обработку, чтобы уберечь организм от гормонов и антибиотиков в мясе и молоке, а также от токсинов, пестицидов и нитратов в зерновых и морепродуктах. Покупатели пристрастно проверяют соответствие мест изготовления и фасовки, наличие ярлыка сертификации и штрих-кода, официально подтверждающих законное происхождение продукта, ведь они нередко отсутствуют или умышленно изменены на этикетке фальсификата.
Итак, безопасность – это качество пищевого продукта, произведенного и проданного с соблюдением установленных санитарных мер и технического регламента.
Ветеринарно-санитарное состояние и государственный надзор. Старшее поколение, выросшее на ГОСТах, продолжает искать данный критерий, хотя в современной жизни его заменили технические условия (ТУ) изготовления. Женщины, в отличие от мужчин, чаще задерживают взгляд на товаре, качество которого находится под контролем государства, особенно если речь идет о скоропортящихся продуктах. Приоритетным подконтрольный товар становится для взрослых женщин, которые растворились в семье и сменили эстетический подход на интерес к энергетическому и химико-биологическому составу продовольствия. Молодые же мужчины при выборе руководствуются престижностью продукта, а с накоплением опыта в качестве потребителя останавливаются на полюбившемся питании. Мнение компании, сообщества по интересам определяет выбор большинства мужчин.
Сторонники подконтрольных продуктов склоняются к продовольствию диетической группы, которое, во-первых, улучшает процесс пищеварения, профилактически влияет на желудочно-кишечный тракт (мука мелкого помола, крупы), во-вторых, содержит малое количество жиров (обезжиренные молочные продукты). Люди ориентируются на органолептические свойства продуктов, являющиеся важным показателем качества.
Старшее поколение, женщины, ведущие хозяйство по старинке, давно очертили строгий круг рациона, в котором нет места полуфабрикатам и кулинарным новинкам. Их стандартная продуктовая корзина вмещает лишь молочные и мясные продукты, рыбу, яйца, крупы, овощи и фрукты, которые, по их мнению, подконтрольны: имеют сертификацию и заключение о ветеринарно-санитарном состоянии.
Как видим, государственный надзор – это деятельность органов исполнительной власти с целью обеспечения соблюдения соответствующих санитарных мер и технических регламентов лицами, осуществляющими производство и обращение продовольствия.
Этикетка является прекрасным раздражителем, пробуждающим первичный интерес у потребителя. Молодые люди, вступившие в самостоятельную жизнь, надеются отыскать на ней ответ на вопрос: «Брать или не брать?». Выбор осложняется, если они наталкиваются на фальсификат, на несоответствие надписи на этикетке содержимому упаковки. Одной ошибки достаточно, чтобы утратить доверие и при следующем посещении магазина отказаться от сомнительного товара. Негативно влияет на покупательское решение и ситуация, когда информация представлена лишь на иностранном языке без перевода.
Опытный потребитель редко обращает внимание на надписи на этикете, зная, что производитель многое оставляет недосказанным. А вот к внешним характеристикам упаковки отнесется придирчиво. Чиста ли она? Герметична ли? Нет ли повреждений? Способна ли она сохранить питательные вещества? Не токсична ли?
Покупатель обязательно поинтересуется и сроком годности, то есть, согласно законодательной документации, определенным производителем промежутком времени, в течение которого в случае соблюдения соответствующих условий хранения и транспортировки товар соответствует обязательным параметрам безопасности и минимальным спецификациям качества. Там же, где царят нечестные производители, обычному человеку приходится делать выбор, словно в лотерее – выигрывая и проигрывая.
Все хотят быть здоровым и, тратя деньги в магазинах, получать то, за что уплачено, качественный продукт.