Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

Программа-максимум

ГосрегулированиеГосрегулирование

Столичные власти контролируют
производителей и поставщиков продовольствия

Политика: Правительство Москвы стремится обеспечить качество и безопасность поставляемых товаров и оказываемых услуг на столичном потребительском рынке, для чего принимает ряд специальных законов и мер

Елена Старостина

Специфика продовольственного рынка столицы определяется отсутствием сельскохозяйственных угодий и собственного производства сельхозпродукции. Получается, что Москва находится в абсолютной зависимости от сельхозпроизводства России, а также от импорта. Формирование продовольственных запасов напрямую влияет не только на цены, но и на продовольственную безопасность города, которая в свою очередь является важнейшим фактором социальной стабильности и состояния экономики мегаполиса.
С 2003 г. правительство Москвы реализует политику самообеспечения, направленную на создание сырьевой базы. Власти приняли решение о развитии самопроизводства. Стала формироваться цепочка стабильных поставок продовольствия в город.
В 2006 г. принят закон «О продовольственной безопасности города Москвы», в соответствии с которым пристальное внимание уделяется закупкам сырья для так называемого городского заказа и городского резерва. Городской заказ призван обеспечить систему питания школ и организаций бюджетной сферы (в том числе здравоохранения). А резерв нужен на случай возможного дефицита или резкого роста цен на продукты питания.
Разумеется, большие объемы закупок требуют повышенного контроля качества. С этой целью разработана и принята Комплексная программа обеспечения продовольственной безопасности г. Москвы на 2010-2012 гг. Согласно данной программе, состояние складских хозяйств и предприятий перерабатывающей промышленности теперь совместно контролируют и Департамент продовольственных ресурсов, и Департамент науки и промышленной политики города Москвы, и Министерство сельского хозяйства РФ. Кроме того, курированием вопросов торговли и продовольствия занимаются Департамент потребительского рынка и услуг и, конечно, службы контроля качества.
Сформирована единая информационная база данных, мгновенно выдающая все сведения о состоянии продовольственного рынка Москвы, исходя из видов и групп товаров, специализации предприятий, их локализации по административным округам. Она показывает всю цепочку поставки товара, информацию о нем с указанием цены, объема, качества. Сведения в документах, сопровождающих закупки (удостоверения по качеству и товарно-транспортные накладные), передаются в базу данных.
Благодаря единому информационному пространству между ведущими ведомствами – участниками программы происходит своевременный обмен данными с сельхозпредприятиями и поставщиками. Такое тесное взаимодействие способствует и партнерству с российскими регионами. Правительство Москвы выделило финансовые средства для стимулирования предприятий и организаций на проведение политики частичного обеспечения. Так, ряд предприятий пищевой отрасли и оптовой торговли для производства и поставок продукции в Москву уже создал филиалы на территории сельскохозяйственных регионов страны. По словам министра Правительства Москвы и руководителя Департамента продовольственных ресурсов Александра Бабурина, столица самостоятельно на 70% обеспечивается зерном и на 40% овощами, поступающими из регионов (московских сельхозфилиалов). Партнеры-агрохолдинги расположены в Центральном федеральном округе, Краснодарском и Ставропольском краях.
Пример подобного сотрудничества – молокозавод в Калужской области, выпускающий продукцию высочайшего качества для дошкольного и школьного питания. Производство – от закупки коров до переработки и транспортировки молока – организовано на средства Москвы. Сейчас этот завод полностью удовлетворяет потребность московских школ в молочных продуктах (питьевом молоке, твороге, йогуртах, сливочном масле). Весь производственный процесс здесь построен на жестком технологическом контроле качества и безопасности выпускаемой продукции.
Программа по обеспечению продовольственной безопасности предусматривает продолжение инвестиций правительства Москвы в сельское хозяйство главного партнера – Центрального федерального округа – с целью наращивания мощностей московских предприятий, созданных на его территории. Предприятия, находящиеся в Орле и Воронеже, в настоящее время производят и поставляют все необходимые виды продовольствия (мясо, масло, молоко, овощи).
Александр Бабурин отмечает, что участники программы не только организуют производство чистой и качественной продукции, но и вкладывают значительные средства в науку для интенсификации этих процессов, считая главным направлением научных разработок улучшение экологии.
Продукция, поступившая в резерв правительства Москвы, периодически проверяется на качество, сохранность и безопасность. Власти столицы активно занимаются проведением кампании по заключению договоров на поставку продукции на два-три года вперед, тем самым осуществляя своеобразную подстраховку от колебаний на продовольственном рынке. Такая система опережающего воздействия исключает возникновение проблем, связанных с повышением цен или дефицитом продукции.
Практически каждому участнику рынка открыт доступ к столичному потребителю через оптовые поставки в резервы и склады города, но при этом процесс формирования и прохождения продукции отслеживается. В конкурсном отборе может участвовать любое предприятие, как московское, так и региональное. Однако оно должно соответствовать определенному уровню требований, предъявляемых условиями конкурса, прежде всего, к качеству продуктов питания. Примечательно, что около 30% всех участников – это региональные поставщики, имеющие право на поставки за счет бюджета. И тенденцию роста доли региональных участников в этом конкурсе московские власти планируют поддерживать. Нужно лишь соблюсти главное условие – наличие системы менеджмента качества на производстве, включающей лабораторию, систему производственного контроля, что, безусловно, гарантирует поставки хорошей продукции.
Финансовый кризис вынуждает предприятия искать наиболее рациональные способы сохранения собственных позиций. В сегодняшних условиях конкурентными преимуществами являются высокий уровень работы и соответствие качества продукции требованиям покупателей. Но даже если предприятие уже добилось соответствующих свойств продукции (услуг, работ), благодаря которым клиенты остаются довольными своим приобретением, тем не менее, это достойное качество нуждается в подтверждении. Для экспертизы, контроля качества, удостоверения сертификатов происхождения товаров Московская торгово-промышленная палата (МТПП) разработала систему добровольной сертификации и создала специальное предприятие «Мосэкспертиза».
Стоит отметить, что планомерная работа по выявлению высококачественных товаров производителей Москвы началась еще в 1996 г., когда МТПП инициировала программу «Московское качество». За эти годы в программе участвовало 250 московских фирм, сертифицировано 5 тыс. наименований продукции.
В июне 2009 г. достойным продолжением программы стало распоряжение правительства Москвы «О проведении ежегодного городского конкурса «Московское качество». По мнению организаторов, конкурс способен повысить деловую репутацию фирм-участниц и поддержать их достойный имидж. В первом конкурсе, проведенном в январе-мае 2010 г., приняло участие 230 производственных фирм и организаций как самой столицы, так и российских регионов и стран СНГ. Правительство Москвы отметило, что предприятиям-победителям будет оказываться содействие в их участии при реализации городских программ.
Важным условием конкурса можно назвать возможность участия в нем юридических лиц и индивидуальных предпринимателей независимо от организационно-правовой формы. К тому же участники и дипломанты конкурса на льготных условиях получают существенную рекламную поддержку.
В сентябре 2010 г. правительство Москвы организовало работу над программой по повышению качества и безопасности пищевых продуктов в столице. Утвержден состав межведомственной комиссии из представителей следующих организаций:

  • Департамент потребительского рынка и услуг Москвы;
  • Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы;
  • Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Москвы;
  • Комитет ветеринарии Москвы;
  • Управление Роспотребнадзора по Москве;
  • Союз предприятий плодово-овощного комплекса;
  • Российский союз предприятий холодильной промышленности;
  • ГУП «Московское качество».

Большое внимание в будущей программе должно быть уделено созданию в Москве системы гарантированного качества продовольствия, особенно продукции, закупаемой за счет бюджета города по госзаказу. Необходимость разработки данного документа обусловлена наличием на столичном рынке существенных объемов продукции низкого качества, несоблюдением режимов хранения и транспортировки продуктов. К тому же регулярно устанавливаются факты реализации продовольственных товаров без соответствия стандартам качества. Поэтому разработчики программы должны включить в нее:

  • механизм мониторинга качества продовольствия;
  • схему создания условий по внедрению на российских производствах стандартов в сфере качества пищевой продукции и услуг;
  • систему обучения, а также переподготовки персонала, который отвечает за качество продукции;
  • мероприятия по пропаганде здорового питания среди населения.

Программа будет предусматривать совершенствование правовой базы в сфере продажи, стандартизации, логистики, производства и хранения пищевых продуктов. Разработчики предложат и меры взыскания для производителей и продавцов низкокачественных товаров. Предположительно это могут быть:

  • административные воздействия на нарушителей уполномоченными органами контроля;
  • отказы в финансовой помощи в виде бюджетных средств столицы;
  • отсутствие допуска к участию в городских программах;
  • включение в реестры недобросовестных поставщиков;
  • отказы в предоставлении льгот на арендную плату.

Таким образом, правительство Москвы создает комплексную систему обеспечения качества и безопасности продовольственного рынка столицы.