Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

Рыночный регулятор

ГосрегулированиеГосрегулирование

Национальная торговая политика

Реформа: С 1 февраля вступил в силу новый закон о торговле. В прессе его называли «долгожданным» и «самым неэффективным». Как изменилась жизнь российских аграриев, ритейлеров и покупателей за прошедшие полгода?

Наталья Нахмансон

С 1 февраля 2010 г. вступил в силу новый Федеральный закон «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации», внесший изменения в национальную торговую политику и закрепивший права и обязанности поставщиков и продавцов товаров. Необходимость принятия закона была очевидна еще пять лет назад, но постоянно начинавшиеся дискуссии о реформе в области регулирования рынка быстро затухали. Лишь в июне 2009 г., на который пришелся пик экономического кризиса, В.В. Путин настоял на начале работы над законопроектом, и дело сдвинулось с мертвой точки.
На разработку и принятие закона депутатам потребовалось полгода: одобренный в первом чтении в июле 2009 г., текст закона попал на подпись к президенту лишь под Новый год, претерпев более двухсот изменений. Дискуссии о новых положениях продолжаются и сегодня. 21 октября в Москве прошел бизнес-форум, в котором приняли участие члены Правительства, депутаты Государственной Думы, представители Минсельхоза, Минпромторга, Федеральной антимонопольной службы, а также руководители предприятий потребительского рынка России, владельцы международных, федеральных и региональных рыночных сетей и представители влиятельных торговых организаций. Они обсудили поправки и дополнения к закону и указы и положения, уточняющие и конкретизирующие отдельные нормы.
«Лучшее правило политики – не слишком управлять», – писал немецкий литератор Жан Поль два столетия назад. Депутаты, определившие своей целью «обеспечить единство пространства торговой деятельности и доступность товаров для населения», как это прописано в первой статье, предоставили торговым сетям и магазинам полную свободу в определении вида, формы, способа торговли, ассортимента товаров и режима работы торговой точки. Реклама, метафорично именуемая в кругах топ-менеджеров «двигателем торговли», по словам Ядвиги Рутковской, также не контролируется государством.
Однако в законе прописаны не только вышеперечисленные права хозяйственных субъектов. Законодатель принимает ряд норм, ограничивающих полномочия торговых сетей и магазинов.
Благодаря 14-й статье закон получил неофициальное название «антисетевого». Торговая сеть отныне не вправе арендовать дополнительную площадь и открывать новые торговые точки, если доля проданных товаров превосходит 25% в денежном выражении от всех реализуемых на территории муниципального образования товаров. «Вместо одного гипермаркета на региональном рынке должно быть как минимум четыре ритейлера-конкурента», – комментирует новую норму депутат Государственной Думы Ирина Яровая. Принятое в рамках антимонопольной программы положение поможет стать на ноги мелким магазинам и даст стимул развитию конкуренции, в результате чего качество товаров улучшится, а цены на них снизятся.
Но не все аналитики сходятся во мнении о положительном влиянии этого пункта закона на продовольственный рынок. «Противники» 14-й статьи приводят интересные доводы, подтверждающие нецелесообразность принятия нормы. Во-первых, законодатель фактически лишает села сетевых магазинов. Предпринимателям теперь невыгодно открывать крупные супермаркеты в мелких населенных пунктах: объемы продаж непременно превысят допустимые 25%, и органы власти потребуют закрыть торговую точку. Во-вторых, по мнению отдельных экономистов, на деле закон будет не способствовать, а наоборот, препятствовать развитию конкуренции. Торговая сеть, занимающая на рынке лидирующие позиции, утратит стимул для дальнейшего расширения производства и улучшения ассортимента и качества товаров – в противном случае она привлечет всех покупателей региона, что станет поводом для наложения санкций за нарушение 14-й статьи.
10 февраля 2010 г. состоялась ежегодная конференция «Рынок продуктов питания России», на которую были приглашены статистики и аналитики маркетинговых агентств. Они отметили, что в России доля ритейла существенно выросла за последние годы и к настоящему моменту составляет 10-15% от всех зарегистрированных в регионе хозяйственных объектов. По прогнозам маркетологов, высказанным до принятия закона, эта цифра должна была увеличиться к концу 2010 г. до 5%. Но с учетом новых норм, способствующих развитию малого и среднего бизнеса, эти прогнозы вряд ли оправдаются. Интересно отметить, что в развитых странах Европы доля ритейла варьируется в пределах 70-75%.
Новый закон более всего отра­зился на рынке продовольствия. Под «продовольственными товарами» законодатель понимает все употребляемые в пищу свежие, консервированные или приготовленные иным образом продукты, включая диетическое и детское питание, а также алкогольные и безалкогольные напитки, пищевые добавки, БАДы, жевательную резинку. Удивительно, что промышленные, или непродовольственные, товары, также реализуемые через розничные торговые сети (бытовая химия, парфюмерия и косметика, бытовая техника), в сферу регулирования закона не попали вовсе.
На первый взгляд, принятие норм о защите российских производителей является несомненным достоинством закона о торговле. Но выгодно ли это среднестатистическому российскому потребителю? Экс-президент компании «Евросеть»
Е. Чичваркин утверждает, что «если …
Россия будет потреблять только российскую еду, то в половине российских семей расходы на нее превысят две трети семейного бюджета, что …
нельзя назвать иначе, как агрогулаг». Высокая себестоимость российской еды сказывается на бюджете покупателей. В последнее время мы наблюдаем изменения покупательских предпочтений в сторону более дешевых товаров в супермаркетах. При этом наметившаяся тенденция не относится к товарам, приобретаемым на ярмарках и рынках. Федеральный закон № 271 «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» создал условия для развития этого вида торговой деятельности. К сожалению, сейчас наблюдается дефицит торговых площадей, по их количеству Россия уступает не только высокоразвитым государствам Западной Европы, но и некоторым развивающимся странам. Государственные власти обещают урегулировать порядок организации ярмарок выходного дня и торговых выставок на законодательном уровне, предполагается поддержка сельскохозяйственных кооперативов, совершающих закупки и торговлю на селе.
Закон запрещает ритейлерам устанавливать бонусы и дополнительные выплаты для одних аграриев-поставщиков продукции и дискриминационные условия для других производителей. Прописаны максимально допустимые отсрочки на оплату товара. Скидка, предоставляемая аграриями постоянным покупателям, не может превышать 10% от стоимости договора поставки. Несмотря на введение законом таких жестких правил торговли, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский утверждает, что в действительности закон почти не повлиял на отношения торговых сетей с производителями сельскохозяйственной продукции. Бонусы де факто не отменены, их лишь перенесли в другие договоры и назвали по-другому. Президент группы компаний «Русские фермы» Андрей Даниленко определяет действующий правовой акт как «закон-компромисс» и удивляется, что законодатель не позаботился о создании приоритетных условий для поставки в сети отечественных товаров. Следует подчеркнуть, что сейчас производители продуктов питания редко продают товар магазину напрямую, обычно за них это делают посредники, менеджеры, на положении которых новый закон практически никак не сказался.
По новому закону Правительство оставляет за собой право проводить стабилизацию цен, то есть фиксировать на ближайшие три месяца максимально возможные розничные цены на товары, стоимость которых в субъекте федерации увеличилась более чем на 30% в течение последнего месяца. Регулируется наценка на детское питание, на некоторые необходимые товары вводится льготное налогообложение. Таким образом государство старается сдерживать рост цен, создавая благоприятные для потребителя условия.
Закон вводит систему государственного бесплатного информационного обеспечения по главным вопросам торговли. Информация о средней стоимости продуктов питания выкладывается на официальных сайтах государственных органов.
Очевидным недостатком закона можно с уверенностью назвать отсутствие в нем статьи об обязательной государственной сертификации продовольственных товаров. С 15 февраля 2010 г. обязательная сертификация продовольственных товаров в России отменена Постановлением Правительства РФ. На Западе продажа несертифицированного товара грозит предпринимателю полным закрытием его бизнеса, а в нашей стране, к сожалению, это ненаказуемо.
Результаты мониторинга покупательского поведения, проведенного в 2009 г., свидетельствуют, что многие семьи отказались от продуктов дорогих марок на время кризиса. С выходом из кризиса наблюдается возвращение на стол россиян таких продуктов, как майонез, кефир, творог. Спрос на кофе, соки и молочные йогурты в течение последнего года остается стабильно низким. Согласно данным статистики, 80% потребителей говорят о более внимательном отношении к тратам. Среди основных факторов отказа от покупки респонденты называют высокие цены (46,7%), срок годности и свежесть продукции (43,3%), недостаточный ассортимент, отсутствие любимых марок (40%). Легче всего потребители отказываются от готовых блюд, упал спрос на алкоголь, мясо и кондитерские изделия. Фаст-фуд по-прежнему популярен у покупателей, но это связано не с материальным положением, а с привычками питания российской молодежи. В целом, закон не оказал заметного влияния на потребительскую корзину: люди, привыкшие употреблять в пищу определенные продукты, предпочли не менять ассортимент покупок, но стали приобретать их у других производителей по приемлемым ценам.
Новый закон рассчитан на долгосрочное действие, поэтому сейчас рано говорить о кардинальных изменениях с момента его принятия. Остается надеяться, что с его помощью в скором будущем продовольственный рынок наполнится качественными российскими товарами по доступным ценам.