Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

Магия упаковки

ТехнологииТехнологии

Экологические тенденции на упаковочном рынке

Ситуация: Ожесточенная борьба за потребителя вынуждает производителей продуктов питания внедрять инновационные технологии в упаковочной отрасли. Основной тренд – экологичность решений, которые позволяют свести к нулю воздействие на окружающую среду

Анна ВЛАСОВА

Много веков назад люди хранили пищевые продукты в глиняной посуде и плетеных корзинах, со временем были изобретены деревянные бочки. В те времена упаковочная тара имела только защитную и сохраняющую функции. Сегодня же существует множество различных видов упаковки: стеклянные и пластиковые бутылки, металлические банки, бумажные и многослойные пакеты, поддоны, лотки, блистеры, контейнеры, корзины и т.д. Они предназначены для следующих целей:
взаимная защита. Защита продукта питания от воздействия окружающей среды, а окружающей среды – от продукта;
защита от возможного контакта с другим продуктом;
сохранность качества;
соблюдение стандартов (соответствие ГОСТу);
информационные и рекламные сообщения;
безопасная транспортировка.
Еще недавно упаковка продуктов отечественного производства серьезно проигрывала на фоне оригинального дизайна и высокого качества иностранных производителей. Постепенно ситуация меняется. В настоящий момент российские маркетологи и бренд-дизайнеры исходят из того, что необходимо воздействовать на эмоции потребителя. Прежде чем оценить качество продукта, потребитель должен его выбрать. Когда покупатель приходит в супермаркет, его внимание могут привлечь тысячи различных товаров. Каждый производитель знает, что лучшей рекламой является яркая и говорящая упаковка – это одна из составляющих успешных продаж. Необходимо приложить усилия к тому, чтобы покупатель ее заметил и захотел рассмотреть поближе. Для этого необходимо четко представлять целевую аудиторию и только после тщательного анализа приступать к оформлению упаковки. Она должна нести в себе информацию о продукте и вызывать желание купить его.
В июне 2010 года в Москве прошла 15-я Международная специализированная выставка «Росупак-2010», в которой приняли участие представители тридцати стран мира. На форуме были представлены новейшие упаковочные материалы, машины и технологии, а также тара и готовая упаковка. Помимо хорошо зарекомендовавших себя компаний (ОАО «Кропоткинский завод МиССП», Машиностроительный завод «Таурас-Феникс», «Русская трапеза», «Вип-Системы», «Мультивак Рус», «Петромаш-Сервис», «Гофротехнологии» и др.) были и дебютанты: компания «Стандарт МЛ» представила образцы тонкостенной упаковки из пластика для мороженого, рыбной, масложировой продукции с применением вплавляемой этикетки; компания «Енисей-Юг» продемонстрировала образцы новогодней упаковки из картона и микрогофрокартона. Впервые на выставке работала экспозиция «Вторая жизнь упаковки», были показаны товары из использованной тары, что на практике доказывало ценность вторсырья.
В ноябре 2010-го на выставке BRAU Beviale в Нюрнберге свои инновационные решения в области упаковки показала компания Ball Packaging Europe. Помимо цифровой печати и выпуклого рисунка на алюминиевых банках (например, кожа змеи и пчелиные соты, которые ощущаются тактильно), она представила печать термохромными чернилами, меняющими цвет в зависимости от температуры. Для удобства потребителя можно изготавливать банки, которые сменой цвета сигнализируют о повышении или снижении температуры содержимого до необходимой величины. На выставке была представлена и такая новинка, как банка, источающая аромат!
В то время как один производитель делает ставку на привлекательность и завоевывает клиентов эстетическими решениями, другой использует трендовую экологическую тему и борется за снижение негативного влияния на окружающую среду, даже рискуя при этом снизить количество потенциальных покупателей. Например, маркетологи британской сети супермаркетов Waitrose, проведя исследование, приняли решение отказаться от продажи мяса в пакетах из пенопласта, теперь его будут продавать в пластиковых лотках. Такая упаковка выглядит не лучшим образом, но позволяет сэкономить до 9 тыс т упаковки в год и значительно снизить негативное влияние на окружающую среду.
Многие компании принимают меры, направленные на отказ от использования большого количества упаковочного материала и на переход к использованию вторичного сырья. Более трех лет потратила компания Danone на модернизацию оборудования с целью отказаться от упаковки мультипак. Как результат, уменьшилось количество отходов и вслед за непродолжительным негативным эффектом (заметность Activia на полках магазинов несколько снизилась) последовал прогресс: ежегодные затраты на упаковку сократились на 2,5 млн евро, а также повысилась ценность бренда как борца за экологию. В США был разработан полностью разлагаемый пакет для кофе, состоящий из инновационной пленки Green Film. От других пакетов он выгодно отличается тем, что все его слои полностью подвержены разложению в почве в течение одного-пяти лет, в то время как в других упаковках разлагается только один слой.
Сегодня основные усилия направлены на создание такой упаковки, которая, совмещая основные функции, будет максимально удобной для потребителя и окажет в процессе утилизации минимальное влияние на окружающую среду. Новую сверхэкологичную упаковку разработали в США. Для ее производства используется новое вещество на натуральной основе Mycobond. После использования она разлагается на безопасные вещества и может применяться как удобрение.
Отечественные производители также все больше задумываются об экологии, хотя реалии пока еще далеки от идеала. В России каждый год образуется около 90 млн кубометров использованной пищевой упаковки, из которой только около 3 % отправляется на повторную переработку, остальные 97 % вывозятся на свалки или сжигаются. В крупных мегаполисах структура использованных упаковочных материалов такова:
38 % – бумажная и картонная упаковка;
32 % – упаковка из полимеров и комбинированная упаковка;
15 % – металлическая упаковка;
12 % – стеклянная тара;
3 % – другая упаковка.
Материалы, из которых изготавливаются всевозможные виды пищевой упаковки (в основном, полимеры), разлагаются в почве десятки и сотни лет. Сложно представить современную жизнь без пластика, но, во-первых, он производится из невозобновляемых ресурсов (уголь, нефть и газ), а во-вторых, крайне сложно утилизируется, что отрицательно влияет на экологию. Для минимизации негативного воздействия упаковочной отрасли используют следующие методы и технологии.
1. Уменьшение затрат сырья и упаковки:
полный отказ (если возможно) или наиболее легкая упаковка;
использование крупной фасовки товаров.
2. Использование вторичного сырья.
3. Упаковка многократного использования.
4. Возможность переработки и утилизации упаковки.
5. Сбор использованной упаковки для последующей переработки.
Санкт-Петербургская компания «Евро-Балт» популяризирует применение биоупаковки. Свыше 20 % ее продукции составляет биопленка, из которой изготавливаются хозяйственные пакеты, пакетики для овощей, фруктов и хлебобулочных изделий. Благодаря специальной добавке (d2w), которую фирма закупает в Великобритании, пленка разлагается в почве за полтора года, не нанося при этом вреда. Руководство «Евро-Балт» выступает с инициативой организации в сетях супермаркетов продажи, наряду с обычными пакетами, экологических аналогов, которые дороже на 20 %, сопровождая их информационным материалом. Гипермаркет «О’Кей» предлагает биоразлагаемые пакеты наряду с обычными в соотношении один к одному, ранее же на долю экологических пакетов приходилось лишь 20 %.
Благодаря стараниям ученых на сегодняшний день в мире существует более ста видов полностью биоразлагаемых (под воздействием микроорганизмов) полимеров, созданных на основе крахмала, который производится из возобновляемых ресурсов (картофель, злаковые). Первый в мире завод, выпускающий полиэтилен из сахарного тростника, был построен бразильской компанией Braskem совсем недавно, в сентябре 2010 года. Планируется производство около 200 тыс тонн «зеленого» полиэтилена в год. Осенью 2009 года на рынке появились всеми любимые соленые снеки Pretzel Sandwich от американской Snyder’s в новой экоупаковке, созданной на основе полимолочной кислоты и крахмала. Компания планирует за пять лет сократить объем отходов на 30 %.
Известно, что переработка тонны пластика, например, полиэтиленовых бутылок, экономит около 750 кг нефти. А тонна переработанной макулатуры соответствует 4 кв. м древесного сырья.
Компания TriStar внедрила новую упаковку для сэндвичей, которая наполовину состоит из переработанных ПЭТ-бутылок. Британская High Profile выпустила многоразовую полуторалитровую бутылку для воды, на 95 % состоящую из использованных пластиковых контейнеров и являющуюся абсолютно безопасной.
Экологическая ситуация заставляет производителей всего мира задумываться о сокращении объема упаковки и использовании биоматериалов в ее изготовлении, что положительно сказывается не только на состоянии природной среды, но и на имидже компаний. Procter & Gamble разработала стратегию по минимизации отрицательного влияния на природу, которая состоит из следующих задач: обеспечение заводов полностью возобновляемой энергией; использование вторичного сырья в производстве; разработка упаковки, которая будет удовлетворять эстетические потребности покупателя и беречь природные ресурсы; минимизация отходов производства.
России нужна долгосрочная государственная программа по развитию упаковочной отрасли и применению ресурсосберегающих технологий. Уже давно говорится о необходимости принятия Федерального закона «Об упаковке и упаковочных отходах». Но все попытки его принятия заканчивались неудачно ввиду отсутствия в стране как таковой, нормативно оформленной, упаковочной отрасли. В марте 2010 года Госдумой в первом чтении был принят проект Федерального закона технического регламента «О безопасности упаковки», целью которого является защита здоровья граждан, охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений при производстве, хранении, использовании и утилизации упаковки. Окончательное принятие регламента должно пройти с учетом существенной доработки в части переработки и утилизации отходов упаковочных материалов, уточнения вопросов химической безопасности и других аспектов.
Отечественный рынок упаковки растет быстрыми темпами. Данные Росстата свидетельствуют о ежегодном увеличении объема упаковочных изделий более чем на 10 %. По данным различных исследований, рост рынка экологической упаковки будет продолжаться, и к 2015 году составит 37 % всех товаров.