Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

Продуктовая Антанта

Мировой опытМировой опыт

Практическая реализация европейской концепции качества продовольствия

Безопасность: Евросоюз внедряет концепцию здорового питания на основе непрерывного контроля производства, дистрибуции и продаж. Однако в России европейские продукты часто не соответствуют даже минимальным стандартам качества

Екатерина РУТКОВСКАЯ

Европейские торговые партнеры России
Импорт продовольствия всегда был важной составляющей торговых отношений России с другими странами, позволяя обеспечить население продукцией, производимой внутри страны в недостаточных объемах или не производимой вовсе. Для снижения импортозависимости, в начале 2010 года была принята Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Согласно документу, местные производители должны обеспечить 95 % отечественного рынка картофеля и зерна, 80 % – растительного масла, сахара и рыбной продукции, 85 % – мяса и мясопродуктов, пищевой соли, 90 % – молока и молокопродуктов. Несмотря на поставленную задачу, пока еще перехода к самообеспечению продовольствием по основным показателям не произошло. Напротив, почти вдвое увеличились закупки молочных продуктов и зерновых, на четверть возрос импорт алкогольных и безалкогольных напитков, рыбной продукции, а также овощей и фруктов. Показатели импорта мясной продукции, в снижении объемов которой государство заинтересовано в первую очередь, остались на уровне прошлогодних.
Среди торговых партнеров, обеспечивающих отечественный рынок импортными продуктовыми товарами, в первую очередь, страны Европейского Союза. Из десяти крупнейших стран-экспортеров мясной, рыбной, молочной продукции, а также сахара, овощей, фруктов и алкогольных напитков в РФ шесть из ЕС: Франция, Германия, Дания, Норвегия, Испания и Литва. Квота на поставки мяса и птицы из этих стран в 2010 году составила более 200 тыс тонн. В процентном отношении доля рынка импортируемого европейского мяса – около 15 %. По отдельным статьям основных групп товаров импортные поставки в Россию осуществляют и другие государства Евросоюза.
Потребность в колбасных изделиях на 10 % покрывают Польша, Венгрия, Италия, Испания, Франция, Германия, Бельгия, Финляндия, Нидерланды, Литва. Основным поставщиком рыбной продукции, в особенности, сельди, мойвы и лосося на отечественный рынок остается Норвегия. Восполнить недостаток молока и кисломолочных продуктов России помогают поставки из Польши, Латвии, Литвы и Чехии, твердых сыров – из Германии, Франции, Польши, Голландии, Италии и стран Прибалтики.
Масложировая промышленность представлена на полках российских магазинов оливковым маслом, соусами и кетчупами производства Греции, Испании, Италии, Германии, Великобритании, Франции, Польши и Хорватии. Потребность в овощах и фруктах восполняют Испания, Португалия, Бельгия, Франция, Венгрия, Голландия, Германия, Дания. Также Европа поставляет в Россию и органические продукты, интерес к которым растет во всем мире.
Учитывая рост объемов импорта только за последние девять месяцев, становятся понятными значимость продовольственных поставок и стремление европейских партнеров, несмотря на существенные отличия в законодательстве и проблемы таможенного оформления, к усилению присутствия в России. Но может ли отечественный потребитель быть уверен в высоких потребительских свойствах пищевых продуктов, ввозимых из стран ЕС? И какие меры предпринимает Евросоюз для того, чтобы экспортируемые товары соответствовали всем современным нормам и стандартам?

Политика безопасности
и качества продукции
в Европе
В законодательстве европейских стран количество бюрократических процедур в ходе производства и реализации продукции сведено к минимуму. Процедуре декларирования подлежат только 15 % товаров. Но при этом максимально увеличена ответственность производителя. В международной практике, которой теперь следует и Россия, продовольственные товары, парфюмерно-косметическая продукция и посуда не требуют обязательной сертификации. Однако без наличия добровольного сертификата торговать ими не захотят продавцы, которые также ответственны за качество и безопасность товара.
Кроме международной сертификации ЕС, в каждом государстве действуют внутренние стандарты качества и санитарно-гигиенические и ветеринарные правила и нормы, при несоответствии которым на ввозимый товар налагается запрет. И, наконец, существуют универсальные европейские сертификаты, имеющие законную силу на территории группы стран, в границах которой действуют упрощенные правила импорта.
Европейский сертификат СЕ, подтверждающий качество и безопасность пищевой продукции на территории стран Евросоюза, обязателен для всех производимых и ввозимых в ЕС товаров. Ответственные за сертификационную проверку качества продукции лаборатории расположены в Польше. Положительные заключения и сертификат СЕ, кроме права на реализацию продукции на территории Евросоюза, также упрощают таможенные процедуры и некоторые другие, связанные с импортом, операции. По завершению проверки и получения сертификата, его регистрационные данные, а также перечень импортируемых товаров заносятся в Декларацию соответствия, одновременно, упакованные товары помечаются маркировкой СЕ.
Эта, простая на первый взгляд, процедура осложняется упомянутыми внутренними законами и документами, действующими в некоторых государствах и подчас вступающими в противоречие с общеевропейскими процедурами. С целью урегулирования вопросов, касающихся жизни, здоровья, поддержания безопасности и высокого качества жизни людей, в законодательстве Евросоюза происходят непрерывные изменения, приведение отдельных стандартов к единым требованиям. В частности, гармонизацией через внесение изменений (директив) в европейский сертификат СЕ занимается Европейский орган испытаний и сертификации продукции (EFSA), а также Европейская Комиссия.
С 1 января 2010 года в ЕС введена директива, устанавливающая контроль продуктов питания на всех этапах производства, которая реализует принцип «от фермы до вилки или от хлева до стола» и распределяет ответственность за качество и безопасность товара на всех участников торговой и пищевой цепочки: изготовителя, импортера и дистрибьютора.
К числу последних законодательных нововведений Европы и многих других государств относится НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Points – анализ рисков и критических контрольных точек), для внедрения которой от производителя требуется провести исследования собственного продукта и всего процесса производства, а также отследить работу поставщиков, качество сырья, упаковки и торговых систем.
Основным международным знаком качества на сегодняшний день является ISO (Международная организация по стандартизации, которая и определяет соответствие данным требованиям). В конце 2005 года членом Совета ISO стала и Россия.
Свести все требования по безопасности продукции к одной обобщенной и упрощенной системе Европе пока не удалось. В настоящее время действуют два основных стандарта: IFS (International Food Standard), разработанный Германией и Францией, и BRC (British Retail Consortium), инициированный Великобританией и Скандинавскими странами. Похожие между собой, стандарты имеют и значительные расхождения. Например, в IFS установлена система требований по географической идентификации продуктов и их производства, управлению ГМО, контролю деятельности субподрядчиков, тестированию оборудования, которая отсутствует в BRC. В то же время BRC выдвигает более жесткие требования по контролю сырья и входящих материалов, рассматривает вопросы управления специфичных групп продуктов (например, органической продукции). Поэтому торговать продуктами и подтверждать их соответствие общим и частным документам сложно даже внутри страны. А как обстоит ситуация с контролем и оценкой качества продуктов из ЕС в нашей стране?
Мясо, рыба, молоко
Большая часть мяса ориентирована на малообеспеченного потребителя, стоит относительно дешево, но имеет низкое качество. Такая продукция идет на переработку и изготовление полуфабрикатов, консервов и дешевых колбас.
Небольшая часть импортируемого мяса, высокого качества, без использования ГМО и некачественных кормов при выращивании скота, считается экологически чистой и относится к продукции премиум-класса для покупателей с высоким уровнем дохода. Обычно именно дорогое мясо завозится в Россию из стран Евросоюза. Как правило, партии такого мяса представляют собой не замороженную, обедненную витаминами и трудноусваиваемую, а охлажденную продукцию (крупнейшие поставщики Литва и Германия). Такое мясо стоит в три-четыре раза дороже замороженного, купить его могут позволить себе лишь немногие россияне.
Основными потребителями замороженной и часто некачественной импортной птицы, свинины и говядины являются граждане с низким уровнем дохода. Многие ритейлеры, столкнувшись с образцами низкосортного и часто даже опасного для здоровья мяса, ограничили или даже совсем отказались от его закупок. По данным Общеотраслевого информационного центра пищевой промышленности, каждый месяц территориальными управлениями Россельхознадзора выявляются импортные товары ряда европейских стран, не соответствующие санитарно-гигиеническим и ветеринарным нормам, установленным в РФ. Наибольшее число серьезных нарушений при проведении лабораторного контроля за последний год было обнаружено в партиях мяса, птицы и мясных полуфабрикатов, завезенных из Германии (17), Польши (12) и Франции (9) – основных поставщиков этих товаров в Россию. Немало несоответствий российским стандартам безопасности пищевой продукции было выявлено в течение года и в товарах производства Италии (7),
Испании (6), Нидерландов (6), Бельгии (5) и Литвы (5).
В черный список попало также мясо из Швеции, Дании, Чехии, Словакии, Венгрии, Финляндии, Норвегии, Ирландии, Исландии (источники: Food NewsWeek, profnavigator.ru).
Причинами временных ограничений Россельхознадзора на мясную продукцию указанных стран чаще всего становится обнаружение в ней остаточного содержания антибиотиков (окситетрациклина), диоксинов, опасной микрофлоры (кампилобактерии – сальмонелла, листерия, кишечная палочка).
При документальном и лабораторном контроле импортного мяса обнаруживаются и такие виды нарушений:
поступление туш животных с нечитаемыми маркировками или отсутствием таковых;
поступление партий с предприятий, не задекларированных в списке поставщиков Российской Федерации;
несоответствие данных о предприятиях, заявленных в сертификатах, данным, выявленным непосредственно на товаре;
несоответствие предъявленных сертификатов ветеринарно-санитарным требованиям Российской Федерации;
поступление товаров с предприятий, включенных в черный список поставщиков или временно отстраненных от импорта в РФ.
Ничуть не лучше ситуация с молочной и рыбной продукцией. Хотя обнаруженные нарушения и несоблюдение норм российского законодательства в отношении этих товаров менее заметны, поскольку мясо – самая большая статья импорта продовольствия. Наибольшее количество замечаний по поводу качества молочной продукции получили молоко и творог из Польши: микробиологические исследования поступавшей в лаборатории продукции неоднократно фиксировали наличие кишечной палочки и других видов аэробных и факультативно-анаэробных бактерий.
Рыбная продукция с неудовлетворительными потребительскими свойствами поступала из Латвии (например, в шпротах двойное превышенное содержание бензопирена), Норвегии и Швеции. Последняя сегодня отстаивает право на производство и продажу своего национального блюда сюрстремминг – забродившей и законсервированной сельди, в которой, к тому же, содержится много диоксинов.
Россельхознадзор решает проблему поставок товаров низкого качества, вводя временные ограничения и усиливая контроль за такой продукцией в будущем (живая птица, яйца, перо и пух, мясо и мясопродукты, корма для птиц, а также оборудование для содержания, убоя и разделки птицы), либо исключая серьезных нарушителей из списка стран-импортеров. Во избежание попадания на российские прилавки мяса, зараженного в результате эпидемий, небезопасный для человека (например, катаральной лихорадкой или коровьим бешенством, как это недавно было во Франции), российские ведомства временно исключают фирмы, производящие продукцию на зараженной местности, из числа поставщиков. Кроме того, в государство, где возникла эпидемия, направляется требование о немедленной вакцинации скота и птицы. В соответствии с последними директивами Евросоюза государство не может игнорировать такие требования и обязано принять соответствующие меры.
Пока еще отечественный рынок продолжает нуждаться в импорте и поэтому проблема контроля безопасности ввозимой продукции стоит остро. Несмотря на невысокое качество многих импортных товаров, иностранные поставщики гарантированно подтвердили относительно стабильные вкусовые качества своей продукции. Продовольствие из-за рубежа всегда есть на прилавке и, что наиболее важно для российского покупателя сегодня, стоит оно гораздо дешевле.