Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

Стандарты победы

ПрактикаПрактика

ISO и HACCP – беспроигрышные аргументы в конкурентной борьбе

Качество: Борьба за потребителя разворачивается сегодня не только в сфере разнообразия товаров. Доверие и любовь покупателя завоевывают те, кто гарантирует качество и безопасность. Решение этой задачи требует использования специальных методов управления

Елена Старостина

Процесс глобализации торгового сотрудничества ставит перед отечественными предприятиями пищевой отрасли серьезную задачу подтверждения качества производимой продукции, в том числе, на международном уровне. Безопасность пищевой продукции при этом должна соответствовать внутренней нормативной документации Российской Федерации (стандартам, санитарно-гигиеническим нормативам и правилам), а также требованиям законодательств стран-импортеров.
На отечественном рынке уже достаточно давно присутствуют розничные торговые сети других стран. Для российского производителя сотрудничество с ними предоставляет большие возможности для увеличения сбыта. Ритейлеры с целью подтверждения стабильного качества поставляемых для реализации продуктов могут ставить предприятиям-поставщикам дополнительные условия. Тесное взаимодействие с иностранной компанией предполагает выполнение целого ряда специфических требований нормативного характера, а это не только занимает время, но и приводит к материальным затратам. Например, российское законодательство в отношении показателей конкретного продукта может быть не согласовано с регламентирующими документами другого государства. Процедура упрощения товарооборота с иностранными фирмами включает приведение российских нормативов в соответствие с требованиями международных стандартов качества.
Внимание к обеспечению качества пищевых продуктов объясняется актуальностью вопроса их безопасности. По данным Управления Роспотребнадзора по городу Москве, с каждым годом растет число заболеваний, вызванных некачественными продуктами питания. Данный факт объясняется изменением структуры питания, популярностью готовой к употреблению продукции. Поэтому первоочередная задача сегодня – это создание систем контроля и управления качеством, охватывающих все аспекты производства продуктов питания: начиная с выращивания семян и заканчивая полками магазинов. В последние годы оте­чественные пищевые предприятия осуществляют переход от простого контроля к менеджменту качества и безопасности продукции. Это целый комплекс методов управления, называемый системой менеджмента качества (СМК).
СМК – саморегулируемый механизм, приспособленный для конкретной экономической среды. Нормальное функционирование предприятия при наличии данной системы обеспечено при соблюдении определенных показателей. Мероприятия по соответствию качества и безопасности пищевой продукции разрабатываются с учетом особенностей каждого производства.
На глобальном уровне международными организациями разработано и внедрено значительное число СМК. Основными из них являются:
СМК на основе стандартов ISO 9001 (ИСО 9001);
система безопасности пищевых продуктов в соответствии с принципами НАССР;
система управления безопасностью и качеством по ISO 22 000 (на основе НАССР).
Стандарты ИСО 9001 – общепризнанная система, которая создана для повышения качества продукции. Ее разработчик – Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization).
Для предприятий пищевой отрасли наиболее эффективна система НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Points – анализ рисков и критических контрольных точек, в русской транскрипции ХАССП). Она акцентирует внимание на конкретном продукте или производственной линии, рассматривая присутствие специфических рисков, которые воспринимаются как угроза безопасности потребителя. ХАССП предотвращает попадание в пищевые продукты вредных компонентов (биологических, химических или механических), используя контроль в каждой критической точке, на каждом этапе производства и переработки. При обнаружении в технологической цепочке угрозы здоровью человека, движение продукции или сырья блокируется.
Преимущества ХАССП подтверждают как эксперты, так и сотрудники отечественных компаний, внедривших ее. Одно из самых молодых предприятий мясоперерабатывающей отрасли московского региона – мясокомбинат «Окраина» (Ногинский район), основанный в 2006 году, – уже два года работает по системе ХАССП-Мясо. По мнению главного технолога комбината Владимира Тимченко, благодаря ориентации на безопасность продукции и безупречное качество, предприятие сохраняет ведущую конкурентную позицию на рынке региона. Действует жесткая система отбора сырья, предпочтение отдается проверенным российским производителям. Санитария и гигиена – первое необходимое условие для производственного процесса комбината. Например, при работе с готовым продуктом обязательно наличие маски у сотрудников. Все работники перед входом в производственные помещения обязаны пройти санобработку. Специалисты Всероссийского НИИ мясной промышленности им. В.М. Горбатова (ВНИИМП), проводившие аудит качества и безопасности на предприятии в мае 2010 года, были поражены уровнем менеджмента. В частности, их удивило полное отсутствие на производстве уборщиц. Оказывается, на «Окраине» каждый работник самостоятельно приводит в порядок собственное рабочее место. Проверка показала, что все нормативы по внедрению ХАССП-Мясо на комбинате выполнены полностью. Главный специалист ВНИИМП Борис Гутник отметил, что предприятие стало чаще применять в рецептуре колбасных изделий натуральные ингредиенты (молоко, сыры, яйца). По словам Владимира Тимченко, все улучшения были бы невозможны без внедрения системы ХАССП-Мясо.
Другой пример удачного внедрения системы в той же отрасли – стандартизированная работа петербургского мясоперерабатывающего предприятия «Стрелец СПб-Б». По словам главного технолога завода Сергея Макаренкова, их коллектив гарантирует своим партнерам и безопасность, и качество более чем двухсот наименований выпускаемой мясной продукции. ЗАО «Стрелец СПб-Б» получил право маркировать свой товар знаком «ХАССП». Лидерство предприятия подтверждается, помимо потребительских симпатий, еще и документами, среди которых – российский сертификат ХАССП. Технический директор завода Юрий Белокопытов утверждает, что данная система не только заслужила полное доверие отечественных производителей, но и помогла многим из них сохранить конкурентное положение в период кризиса. Стремление завода получить сертификат ХАССП объясняется стремлением максимально упорядочить функционирование предприятия и стать более конкурентоспособными. Внедренная система менеджмента качества полностью отвечала запросам руководства и коллектива. Как утверждает Юрий Белокопытов, любой производитель, ставящий серьезные задачи, при создании и внедрении ХАССП только выигрывает.
Другие специалисты пищевой отрасли также отзываются об этой системе весьма положительно. Вера Утратенко (ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика») называет ее пропуском на мировой рынок. Рашид Хайров (мясокомбинат «Пензенский») отмечает, что буквально через год после получения сертификата ХАССП объем производства вырос в полтора раза. Причем партнером мясокомбината «Пензенский» стала компания «Макдоналдс».
Участие в системе ХАССП становится в России все более распространенным. Получение такого сертификата – несомненное конкурентное преимущество и гарантия качества. Соответствующая маркировка на упаковке внушает уважение и доверие к производителю.
Система ХАССП может разрабатываться каждым предприятием самостоятельно, однако, с соблюдением семи основных принципов.
Выявление вероятности возникновения рисков, которые сопутствуют производству пищевой продукции, их анализ.
Установление критических контрольных точек.
Определение критических ограничений (пределов и допусков, соблюдение которых строго обязательно).
Формирование системы мониторинга (периодическое измерение показателей в контрольных точках).
Создание алгоритма корректирующих действий для ситуаций, когда показатели процесса выходят за критические параметры.
Разработка схемы контроля результативности системы.
Наличие всей необходимой документации, подтверждающей качество работы с продукцией.
Ликероводочный завод «Ярославский» одним из первых в своей отрасли внедрил и сертифицировал СМК в соответствии с нормативами ИСО 9001, основанную на принципах ХАССП. Это динамично развивающееся предприятие постоянно наращивает технологические и производственные возможности, повышает квалификацию персонала, что, безусловно, положительно сказывается на качестве и безопасности выпускаемой продукции.
Главным стимулом к внедрению этой системы для отечественных предприятий становится серьезное давление со стороны торговых сетей, предъявляющих поставщикам жесткое требование использования ХАССП, которая появилась в России в 2001 году. Именно тогда Госстандарт зарегистрировал систему добровольной сертификации ХАССП. В последующем был разработан ГОСТ Р 51705.1-2001 по управлению качеством пищевой продукции с использованием принципов ХАССП.
Совмещение ИСО 9001 (системность) с ХАССП (специфика пищевой отрасли) способствовало появлению стандарта ИСО 22000 по системе менеджмента безопасности продуктов питания (российское наименование – ГОСТ Р ИСО 22000). Этот стандарт, утвержденный в 2005 году, содержит требования по созданию СМБП (система менеджмента безопасности пищевой продукции).
В ходе внедрения СМБП определяется перечень нормативных документов, касающихся определенной продукции (включая хранение и транспортировку), а также зданий, помещений, оборудования и, конечно же, сотрудников, принимающих участие в выпуске продукта. К законодательным нормам также относятся: Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регламенты на техническое оборудование, ведомственные инструкции.
Система ХАССП и международные стандарты качества продуктов питания затрагивают как интересы производственных и торговых компаний, так и потребителей, чье стремление покупать полезный и безопасный продукт вполне объяснимо и законно. В свою очередь, отечественные производители вправе сделать выбор: самим выпускать качественную и безопасную продукцию или же отдать рынок иностранным компаниям.