Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

Бросок на Север

ПрактикаПрактика

Специфика работы с сетевыми магазинами
северных территорий

Экстрим: Продуктовый ритейл северных регионов страны развит недостаточно. Поставщикам приходится решать транспортные проблемы, учитывать местную демографическую ситуацию и ориентироваться на особые потребительские предпочтения

Юлия ПЕТРАШОВА
Регионы, которые имеют статус северных и приравненных к ним территорий, занимают 70 % пространства России, а проживает там лишь 8 % населения. Особенность работы с сетевыми магазинами Севера заключается в том, что примерно 90 % продуктов питания там привозные.
Крупнейшие российские торговые сети осуществляют основную часть своей деятельности в Центральном регионе, где наивысшая плотность населения и развитая транспортная сеть. И если «федералы» постепенно проникают, к примеру, в Карелию («Магнит», «Дикси»), то в других северных регионах преобладают местные компании. Незначительное количество или полное отсутствие федеральных сетевых магазинов, особенно в малых городах, приводит к тому, что нет жесткой конкуренции, которая бы заставляла снижать цены и повышать качество.
Удаленность территорий и слабое развитие транспортной сети на Севере оказывают значительное влияние на ценообразование. Например, в Норильске транспортные услуги по перевозке продукта по реке составляют 3–4 %, по морю – 9–12 %, а по воздуху – 
30–45 % от его цены! Также возможность работы с той или иной сетью определяется и уровнем транспортной освоенности населенных пунктов, в которых расположены ее магазины. Своевременная доставка товара в таких условиях является значительным конкурентным преимуществом.
Ряд районов Севера зависит от досрочной доставки продуктов питания по причине сезонного характера работы транспорта (так называемый «северный завоз»). Например, речной способ доставки продуктов питания по Енисею является довольно дешевым, но река не судоходна восемь месяцев в году. Поэтому в данном случае на первое место выходят проблемы хранения, сроков годности товаров и их оборачиваемости.
Высокая цена на местные продукты питания обусловлена повышенными производственными затратами, в частности, энерготарифами, а также необходимостью ввозить сырье.
Потребительский пищевой рынок далеко не во всех северных регионах можно назвать цивилизованным. Фирменные торговые сети местных сельхозпроизводителей встречаются очень редко. Не все региональные поставщики способны обеспечить упаковку, отвечающую современным стандартам, особенно штрихкодирование товара, что создает проблемы во взаимоотношениях с сетевыми магазинами.
По вполне понятным причинам природного характера Север потребляет продуктов во много раз больше, чем производит. Вместе с тем, его жители особенно нуждаются в экологически чистых, свежих продуктах с высокой биологической ценностью. Следовательно, поставщики сельхозпродукции должны активнее работать с продовольственными сетевыми магазинами этих регионов, в том числе, компании из производящих регионов. Препятствуют этому отсутствие конкуренции, множество посредников и высокие транспортные издержки. По этим причинам ассортимент продовольствия весьма скуден, а цены намного выше, чем в среднем по России. Выходом может стать налаживание прямых связей между производителями и торговыми сетями; поставка крупных партий товара способна в определенной степени нивелировать разницу цен.
Принимая решение о работе с продовольственными сетями северных регионов, нужно учитывать, что магазинов премиум-класса там немного. Кроме того, потребление продуктов питания на Севере имеет свою специфику.
В силу географического положения во многих северных регионах развита рыбная промышленность, что оказывает значительное влияние на ассортимент магазинов. Продовольственные сети работают, в основном, с местными рыбокомбинатами, базами флота и частными предпринимателями, закупая охлажденную рыбу, а также пресервы.
Холодный климат также накладывает свой отпечаток на потребительские предпочтения и, соответственно, на ассортимент. Например, в северных районах страны темное пиво популярнее, чем светлое, ведь содержание алкоголя в нем довольно высоко и оно традиционно позиционируется как напиток, который пьют в холодное время года. Жители Севера больше потребляют животных жиров, сахара и хлебопродуктов. Замороженные продукты и полуфабрикаты на полках магазинов более привычны, чем охлажденное мясо.
Консервированная и копченая оленина, мясо морского зверя, пантокрин, кедровые орехи – продукты, доступные в северных регионах. Поставщики сетевых магазинов ориентируются на местные запросы. Проводятся презентации, круглые столы, выставки продукции, позволяющие наладить связи между сетями и производителями, разработать оптимальные ассортиментные матрицы и программы по маркетинговой и рекламной поддержке ритейлеров.
В некоторых регионах Севера приходится учитывать серьезную конкуренцию со стороны зарубежных поставщиков. Так, в Карелии на полках магазинов широко представлены продукты питания из Финляндии. Прежде чем заключать с продовольственными сетями данного региона договор на поставку мороженых ягод, свинины или молочных продуктов, поставщикам необходимо решить, смогут ли они конкурировать с продукцией финского производства. Причем, зачастую, это не импортные товары. Так финская компания «Пит-продукт» находится на территории России. Она поставляет вареные и сырокопченые колбасы, рулеты, мясные пироги, карбонаты и т.п. во многие крупные сетевые магазины («Лента», «Дикси», «Рамстор»).
Что касается Камчатского региона, здесь велика конкуренция со стороны азиатских государств. На полках сетевых магазинах представлены японские кофе, бакалея, консервы, китайские морепродукты, овощи и фрукты из Южной Кореи. Доставка товаров из этих стран морским путем обходится дешевле, чем по воздуху или по железной дороге из европейской части России. Также продукты питания из Азии в больших объемах поставляются во Владивосток, Находку, Магадан, Хабаровск, Уссурийск.
Отдельный перечень товаров ввозить в северные регионы просто невыгодно. Например, биологическая активность и бактерицидные свойства меда из районов с суровым климатом делают его гораздо более привлекательным, чем привозной.
Нельзя не учитывать и демографический фактор. Большая часть северных регионов мало заселена. Если жители небольших населенных пунктов Центральной части России практикуют поездки за продуктами в сетевые магазины близлежащих городов, то жители сельских районов Севера скорее отправятся в лес за ягодами или грибами, на охоту или на рыбалку.
Рынок сетевой продовольственной розницы северных регионов не насыщен, что объясняется серьезными трудностями для работы на этих территориях. С другой стороны, такая ситуация предполагает широкие перспективы и потенциальные выгоды.