Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

Честное слово

ГосрегулированиеГосрегулирование

Добровольная сертификация отечественных товаров и услуг

Законодательство: Декларируя продовольственную безопасность России как один из главных приоритетов, Правительство РФ принимает законопроекты, которые заставляют серьезно задуматься о целенаправленности государственной политики

Сергей Силин
Статистика последнего года показывает, что экономическая политика страны подверглась серьезным изменениям, которые коснулись и продовольственного рынка.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 1 декабря 2009 года № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», декларировать следует безопасность пищевой продукции, а не качество. Тем самым государство перекладывает ответственность непосредственно на производителя. С 15 февраля 2010 года продукты питания могут даже не проходить испытания в аккредитованных специализированных лабораториях, а производитель имеет право просто зарегистрировать декларацию в любом органе по сертификации, который в свою очередь не гарантирует качество и безопасность продукции при серийном производстве.
Существовавшая много лет обязательная сертификация распределяла ответственность за некачественный товар между производителем, органом сертификации и лабораториями. Получалось как в известной русской поговорке: «У семи нянек дитя без глазу». Шел процесс деградации самой идеи сертификации как системы, гарантирующей качество и безопасность продовольствия.
На рынке появилось множество отраслевых, ведомственных и коммерческих фирм, которые не утруждали себя конкретной работой и контролем, ограничившись, по сути, прямой продажей сертификатов. По словам директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ А. Шарова, платные услуги ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора в 2009 году принесли доход в размере 12,5 млрд. руб. Необходимо отметить, что в столице и регионах таких органов сертификации насчитывается не один десяток. Самые «продвинутые» работают даже по Интернету, что, скорее всего, на руку недобросовестным производителям. А потребитель, не догадываясь о коммерческой деятельности большинства лабораторий, наивно верит, что сертифицированный товар является качественным.
Правительство приняло за основу опыт развитого западного продовольственного рынка, где за безопасность и качество продукта отвечает только производитель. Конкуренция сама вытеснит с рынка фирмы, предлагающие низкокачественные продукты и фальсификат. Конечно, для этого потребуется время.
Вспыхнувшие в начале прошлого года споры о целесообразности этого нововведения постепенно утихли. Как выяснилось, опасности и не было. Шумиху поднимали лоббисты обязательной сертификации, Роспотребнадзора, ветеринарной службы и многих коммерческих структур, «кормившихся» за ее счет. Государство снижает контроль и уменьшает административный ресурс во многих сферах предпринимательской деятельности, в том числе и на производстве продуктов питания. Это подчеркнул 12 октября в своем выступлении на заседании генерального совета Общероссийсаой общественной организации «Деловая Россия» премьер-министр РФ В. Путин.
А покупатель за первую половину 2010 года научился читать упаковку и внимательно изучать состав продукта. Средний класс выбрал для себя основной критерий приобретаемой продукции – качество, даже цена уже не имеет первостепенного значения. Те же, для кого низкие цены являются приоритетом, кто согласен мириться с просроченным товаром, посещают, например, московский рынок «Выхино», где 13 октября молодые активисты провели масштабную акцию по защите прав потребителей.
Крупные компании видят в добровольной сертификации дополнительный инструмент повышения конкурентоспособности своей продукции и привлечения разборчивого покупателя. Производитель, заботясь о своей репутации, ревниво относится к качеству товара, и подкрепить ее добровольным сертификатом – вопрос престижа.
Добровольная сертификация не только подразумевает безопасность, но и гарантирует, что производитель имеет необходимые мощности и сырьевую базу для стабильного выпуска продукции. Безусловно, создание такой лаборатории, обучение персонала требуют немалых капиталовложений. Однако тот, кто сэкономит сегодня, может многое потерять завтра. Наличие собственного органа сертификации повышает рыночную стоимость компании и укрепляет потребительскую лояльность.
Вместе с тем получение сертификата совсем не означает, что данное конкурентное преимущество автоматически увеличит спрос на продукцию. Сертификат сам по себе – не волшебная палочка, а инструмент, который необходимо грамотно эксплуатировать. Собственник имеет право и обязан использовать знак добровольной сертификации на вывесках, бланках договоров, товарном чеке и полках магазинов. До потребителя следует донести информацию о сертификации всеми возможными способами.
Добровольная сертификация полезна и ритейлерам, продажи которых напрямую зависят от качества реализуемой продукции. Возможно создание общей с производителем контрольной лаборатории. Особенно это актуально для небольших частных компаний и фермерских хозяйств, которым пока сложно и дорого содержать подобную структуру.
Важную роль может сыграть и сознательность ритейлеров, которые по примеру западных сетей должны отказаться от реализации несертифицированной продукции. Послабление Правительства РФ в виде проверок один раз в три года необходимо расценивать как знак доверия, а не как лазейку для ухищрений и заключения сомнительных контрактов в период спокойствия.
Отдельные производители, рассматривая добровольную сертификацию как конкурентное преимущество, уже сертифицировали свою продукцию. Так поступил мясокомбинат «Царицынский», который имеет сертифицированную систему контроля качества по международному стандарту ИСО 9002 и собственную лабораторию, аккредитованную в системе ГОСТ Р. 
И таких примеров в отрасли достаточно.
Другие, как группа компаний «Молвест в качестве продукции которой никто не сомневается, наоборот, не спешат тратить деньги на данную процедуру, полагая, что их бренд имеет самодостаточное положительное реноме.
Третьи просто считают, что это не является крайней необходимостью, так как выпускают продукцию в соответствии с ГОСТом, о чем информируют потребителя на упаковке. Они полагают, что лучше этих стандартов пока еще ничего не придумано.
Многие игроки продовольственного рынка заняли позицию наблюдателей за ситуацией, вернее, за поведенческими настроениями потребителей и спросом в целом. Каждый вырабатывает собственную рыночную стратегию с учетом специфики сегмента.
Времена дефицита на потребительском рынке прошли. Сегодня не только реклама, но и качество, подтвержденное самим производителем и промаркированное соответствующим знаком, будет определять спрос и обеспечит доверие потребителей. Тем более, что процедура добровольной сертификации практически не отличается от обязательной и предусматривает предоставление аналогичных документов.
Единственное, что не доработало Правительство, – вид самого знака соответствия «Добровольная сертификация», который сейчас выглядит не очень презентабельно. Если эту процедуру рассматривать как «жест доброй воли» со стороны производителя и его гарантию на продукцию, то знак должен быть броским, размещаться на лицевой стороне упаковки и иметь соответствующую надпись.
Повышение культуры производства и торговли – следствие добровольной сертификации. Будущее принадлежит и экологической сертификации, которая станет дополнительным конкурентным преимуществом. Особенно актуальна такая декларация качества для овощной консервации, столь популярной у россиян. Но если помидоры, огурцы, кабачки, грибы, баклажаны и капуста фасуются в стеклянную тару, доступную для визуального контроля, то для мясных консервов добровольная сертификация должна стать просто обязательной. Другого способа убедить потребителя в качестве продукта нет.
До конца нынешнего года в России появится новая федеральная служба по аккредитации лабораторий и сертификационных центров, которая заменит десятки отраслевых учреждений, действующих при органах исполнительной власти. Планируется, что эта государственная система в полной мере заработает лишь к 2012 году. У компаний-производителей еще есть время для создания собственных лабораторий, аккредитация которых даст конкурентное преимущество на рынке в ближайшие пять лет.