Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

ОПТический прицел

Мировой опытМировой опыт

Показатель зрелости рынка –
состояние оптовой торговли

Перспективы: Российская торговля, если сравнивать ее с международной, мало подходит под определение современной. Главная причина этого – в отсутствии развитой системы оптовых рынков. Прошли те времена, когда «цивилизованной» считалась лишь торговля в обычных магазинах

Екатерина РУТКОВСКАЯ

Оптовая торговля в экономике развитых стран

Оптовая торговля – одна из составляющих рыночной экономики и основа любого продовольственного рынка. Правительства промышленно развитых стран стараются влиять на оптовую систему продаж, чтобы она удовлетворяла современным требованиям и помогала в решении перспективных задач продовольственной отрасли. Для этого используются научные достижения, нормативное регулирование, прогрессивный опыт, современные маркетинговые технологии, логистика и рыночная информация.
Система оптовых продовольственных рынков России находится все еще в стадии формирования, однако нет сомнений, что в будущем она станет ключевой составляющей в механизме распределения продовольствия. Доказательством тому – международный опыт и то место, которое занимает рассматриваемая структура в экономике развитых стран.
Созданию этого важного элемента инфраструктуры во многих государствах законодательно и финансово содействует правительство, которое вначале самостоятельно и за счет бюджета запускает в эксплуатацию оптовый рынок, а затем способствует интенсивному развитию всей системы. Ярким примером такой политики является испанская государственная компания «Меркаса». В ее состав входит сеть более чем из двадцати продовольственных рынков по всей стране, которые не только снабжают собственное многомиллионное население, но и экспортируют продовольствие по всему миру.
В ряде стран привлечением средств для создания оптовых рынков власти занимаются и на общенациональном, и на местном уровне. Муниципалитеты заинтересованы в повышении уровня жизни и безопасности своего населения, они стремятся упорядочить поступление в торговлю широкого ассортимента сельскохозяйственной продукции, находящейся под общегосударственным контролем качества. Опыт западных стран свидетельствует о том, что особенно активно интерес к созданию оптовых продовольственных рынков (ОПР) проявляется в мегаполисах и столицах: Париж, Токио, Мадрид, Мюнхен и др. Ярким примером градообразующего влияния ОПР является создание в республике Кот-д’Ивуар (Африка) рынка «Боак» (OCPV, Bouake). В условиях роста городского населения регион перестал справляться с самообеспечением, и потому был выбран вариант сотрудничества со странами-соседями по организации общего рынка сельхозпродукции. Рынок «Меркабарна» в Барселоне (Испания) разросся настолько, что перед властями города сегодня стоит задача изменения русла реки для его расширения.
Оптовые рынки являются перспективной отраслью экономики, способной обеспечить эффективность системы товарооборота. Подтверждением тому служат статистические данные.
Во Франции доля оптового рынка овощей и фруктов составляет 50 % общего продовольственного оборота. В Париже самый крупный в Европе ОПР Рюнжи (220 га) обеспечивает около 60 % продаж всего продовольствия, его ежегодный товарооборот составляет почти 8 млрд евро. В Японии доля пищевых товаров, реализуемых крупными партиями, составляет 75 %, рыбы и морепродуктов – 85 %. Японский парламент принял закон, согласно которому местные органы власти в городах с населением более 200 тыс человек обязаны на собственные средства создавать продовольственные рынки.
По данным New Canadian (NewCa.com), в Канаде объем оптовой торговли за сентябрь 2010 года повысился на 0,4 %, несмотря на ожидавшееся снижение на 0,3 %; показатели роста в августе изменены с 1,2 до 1,3 %. Британская конфедерация промышленников (CBI) сообщила, что индекс оптово-розничной торговли достиг в ноябре 43 пунктов против октябрьских 36 и ожидаемого снижения до 33. В Германии за третий квартал объемы оптовой торговли выросли на 7,1 % по сравнению с тем же периодом прошлого года.
 

Российские ОПР

Построение системы оптовых продовольственных рынков – непростая задача. Во-первых, на торговле отражаются многочисленные проблемы АПК. Во-вторых, это достаточно сложный структурный, экономический, ресурсный и технический комплекс, который включает региональные и межрегиональные рынки, нормативное регулирование, систему взаиморасчетов и страхования и т.д.
Вообще, специфика российских оптовых рынков определяется тем, что региональные развиты гораздо слабее столичных, построены на прямых связях продавца и производителя. Следствие этого – менее широкий ассортимент, перекос в структуре издержек, отвлечение средств для улучшения торгового сервиса. В центральном регионе оптовая торговля строится на общенациональном проекте «Развитие АПК», увязанном с комплексной программой промышленной деятельности, решениями по социальной ориентации рынка, градостроительными планами, функциональным зонированием территорий и т.д.
По данным Департамента продовольственных ресурсов города Москвы (mosprod.ru), в столице создана самая крупная в стране региональная оптово-розничная продовольственная система, которая обеспечивает не только население продуктами питания, но и объекты пищевой и перерабатывающей промышленности сырьевыми ресурсами. Она снабжает более пятисот крупных, средних и малых предприятий (в том числе 7 мелькомбинатов, 31 хлебозавод, 350 пекарен, 18 мясоперерабатывающих комплексов, 7 молочных комбинатов, 5 кондитерских фабрик), которые также являются активными участниками оптового рынка продовольственных товаров как в столице, так и в регионах. Комплекс снабжает продовольствием 7,5 тыс торговых точек и почти 7 тыс предприятий общественного питания.
В городском масштабе оптовое звено представляют плодоовощные предприятия (26), обладающие общей емкостью единовременного хранения почти 1 млн т продукции, мясомолочные и рыбные холодильники и хладокомбинаты (15) общей емкостью более 200 тыс т, крупные общетоварные базы (6), имеющие более 100 тыс кв. м складских площадей.
В инфраструктуру также входят склады и холодильное оборудование объектов пищевой и перерабатывающей промышленности оптовых коммерческих структур (более 300 тыс кв. м складских площадей и почти 65 тыс тонн холодильных емкостей). Ориентирована на продовольственный рынок Москвы и часть снабженческо-складского хозяйства, расположенного в Московской области, куда входят и крупные таможенные хранилища, и складские терминалы около МКАД. На сегодняшний день в хозяйствах области существует возможность единовременного хранения более 300 тыс т картофеля и овощей. На столичном оптовом рынке продовольствия работает более 2,5 тыс коммерческих структур, получивших почетный статус «Предприятие 
городского значения».
Поставки сельскохозяйственных продовольственных товаров, продукции и сырья в столицу реализуют товаропроизводители 50 регионов РФ, а также импортеры из 115 стран ближнего и дальнего зарубежья.
Результаты анализа годовых программ оптовых продовольственных закупок с использованием бюджетной поддержки демонстрируют позитивные показатели снабжения основными видами продовольствия, способствующими поддержанию равновесия спроса и предложения на продовольственном рынке Москвы. За январь–сентябрь 2010 года предприятия, сотрудничающие с Департаментом продовольственных ресурсов на основании Генеральных соглашений и пользующиеся городскими бюджетными льготами, осуществили поставку 1,3 млн т продовольствия на сумму около 70 млрд руб. Организованные поставки продовольствия основных видов за январь–сентябрь составили 3,5 млн т.
Динамика в поставках зафиксирована по таким группам товаров как мясо и мясопродукты, сливочное масло, творог, зерно, масло растительное, крупа, рыба и рыбная продукция, свежие овощи. Ресурсная наполняемость ОПР Москвы по данным Единой городской автоматизированной информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка (ЕГА ИАС ОПР) составляет 484 тыс т.
Если рассматривать состояние ОПР в национальном масштабе, можно сделать вывод о том, что оптовая торговля выходит из кризиса. В результате мониторинга хозяйственной деятельности более 2,5 тыс центральных и региональных организаций, проведенного Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний ГУ ВШЭ, выяснилось, что во втором квартале 2010 года завершился период спада и начался переход операторов оптового рынка к режиму активного восстановления.
Если сравнивать показатели системы с другими отраслями, то она является абсолютным лидером по уровню концентрации. Несмотря на небольшое количество крупных предприятий (их немногим более 5 %), на них приходится более 45 % общего оборота оптовой торговли. По уровню прибыли оптовый рынок также находится в числе первых (14 % от оборота), уступая лишь предприятиям общественного питания (30 %), в то время как в рознице данный показатель составляет 8,4 %.
В структуре затрат оптовики несомненно экономят на оплате труда (6,9 % от оборота) и энергопотреблении (1 %) в сравнении с розницей, где соответствующие показатели составляют 30,7 и 5 %. Арендные затраты составляют менее 2 %, для розницы и ресторанного бизнеса доля расходов по этой статье выше в 2–6 раз.
 

Практика реформирования

В последнее время со стороны государства растет внимание к оптовой торговле. В региональных концепциях ее развития определяются цели и задачи необходимых реформ, роль государства в механизме их реализации, информационное обеспечение и меры поддержки товаропроизводителей. Сегодня правительство активно участвует в создании системы ОПР, начиная с принятия нормативных актов и заканчивая финансированием.
Важным шагом в этом направлении является объединение Департамента потребительского рынка и услуг и Департамента продовольственных ресурсов города Москвы в единый Департамент торговли и услуг г. Москвы. Данное решение принято с целью наведения порядка в организации оптовой и розничной торговли. Также планируется к 2014 году построить в столице межрегиональный центр оптовой торговли продовольствием с мощной информационно-маркетинговой службой. Центр позволит привлечь предприятия всего ЦФО (18 регионов), часть его акций может быть продана субъектам РФ. Роль, отводимая информационно-маркетинговой службе, заключается в организации межрегиональной торговой электронной площадки, а также в координации прогнозных продовольственных балансов в региональном и межрегиональном масштабах.
В Санкт-Петербурге планируется (на месте Апраксина рынка) на участке площадью 117 тыс кв. м сооружение многофункционального комплекса оптово-розничной торговли, совмещающего торговые и развлекательные помещения. По предварительным расчетам срок реализации проекта составит десять лет.
Банки наиболее охотно кредитуют именно сектор оптово-розничной торговли, которая сегодня по прибыльности обошла даже нефтяную отрасль. Данные об этом были получены в результате исследования субсидирования реального сектора финансовыми организациями, которое было проведено аудиторско-консалтинговой группой BDO в России (http://www.enabling.ru/php/content.php?id=310). В опросе приняли участие 29 банков и 19 инвестиционных компаний. 
Первые шаги делаются в сфере усовершенствования бизнес-технологий. Компания SAP выпустила новое отраслевое решение для российских организаций оптовой торговли и дистрибуции. Продукт получил название SAP Business All-in-One. Благодаря готовым бизнес-процессам, заложенным в систему, срок ее внедрения не превышает полугода. Данное решение охватывает все сферы управления предприятием: планирование, анализ результатов, финансовый и управленческий учет, оперативная деятельность.
Сегодня как от государства, так и от хозяйствующих субъектов требуются значительные усилия для создания функциональной торговой системы. Преимущества продовольственных оптовых рынков смогли оценить и инвесторы, и продавцы, и покупатели. Решая множество экономических задач (концентрация спроса и предложения, связь между производителями, поставщиками и покупателями, формирование рыночной цены, упрощение и ускорение товарооборота и денежных потоков, создание дополнительных рабочих мест и услуг и т.д.), ОПР берет на себя функцию катализатора для смежных отраслей, оказывая стимулирующее воздействие на экономику как отдельных регионов, так и государства в целом.