Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

Дипломаты угощают

Мировой опытМировой опыт

Роль торговых отделов посольств в продвижении товара

Внедрение:  Торговые отделы посольств иностранных государств в России нередко проводят семинары и пресс-конференции, на которые приглашают отечественных дилеров и представителей торговых сетей. Таким способом иностранцы продвигают свой товар на российский рынок. Консулы и дипломаты также способствуют сотрудничеству стран, привлекают инвестиции в национальную пищевую промышленность, организуют открытые выставки, где посетители могут ознакомиться с импортируемыми продуктами

Наталья Нахмансон

 

В числе задач, возложенных на посольства, консульства, дипломатические учреждения и представительства, не последнее место занимает продвижение национальных брендов и поиск каналов сбыта товара за рубежом. Торговые и коммерческие отделы посольств во многом способствуют развитию глобального рынка. Они устраивают выставки и дегустации, проводят тематические семинары, организовывают мастер-классы и пресс-конференции. Аудитория мероприятий формируется из российских производителей, которые могли бы создать альянс с зарубежной компанией; ритейлеров, оптовых закупщиков и дистрибьюторов, способных  вывести товар на российский рынок. 
Сотрудники торговых отделов заинтересованы в рекламе продукта и привлечении российских инвестиций в национальную пищевую индустрию. Чтобы обратить внимание покупателя на бренд, организовываются открытые выставки. На семинары и мастер-классы приглашаются журналисты; все события освещаются на официальных сайтах посольств. Как правило, на страницах сайтов торговых отделов посольств размещаются сведения о крупнейших предприятиях-импортерах и указывается их контактная информация. Нередко торговый отдел посольства имеет несколько представительств в разных регионах России. Наличие нескольких представительств расширяет географию продаж, помогает найти новых клиентов. В составе посольства Великобритании, например, функционирует отдел торговли и инвестиций (UKTI), который располагает офисами в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Сотрудник отдела Светлана Мельникова рассказала, что позиционирование элитных британских торговых марок в России сейчас актуально как никогда ранее: экономический кризис уже позади, качественные дорогие товары приветствуются на продовольственном рынке, из пяти государств BRIC Россия реализует английские товары наиболее успешно. А в посольстве США за продвижение брендов отвечают сразу два отдела – коммерческий и экономический, в составе которого находится секция по торговле и инвестициям. Комплексный подход США к регулированию экономического сотрудничества способствует увеличению спроса на американские товары у российского потребителя. 
Сегодня мероприятия по продвижению иностранных продовольственных брендов уже не редкость. Только за два месяца текущего года состоялось более десяти крупных выставок и семинаров по позиционированию зарубежных продуктов питания на российском рынке. 
Значимым событием для коммерсантов и дилеров стала выставка-презентация «Taste of Britain», состоявшаяся в Санкт-Петербурге 15 февраля в резиденции британского генерального консула. На выставочных стендах были представлены соусы «Hawkshead Relish», пудинги от компании «Premier Foods», чай «Twinings», морская соль «Halen Mon» и другие популярные в Британии продукты питания. Среди напитков –                    виски Balvenie и сидр Merrydown. Удачным PR-ходом организаторов выставки стало приглашение президента Гильдии шеф-поваров Санкт-Петербурга Ильи Лазерсона, который о качестве, пользе и безопасности ввозимых из Англии продуктов питания поведал настолько убедительно, что и ритейлеры, и представители ресторанов изъявили желание познакомить своих клиентов с достоинствами английских товаров.
Продвижением на российский рынок продовольственных товаров Южно-Африканской республики занимается экономический отдел посольства ЮАР в Москве. В частности, организацией и проведением семинаров и дегустаций внутри страны и за рубежом занимается Выставочная Ассоциация, которая функционирует в составе Департамента Торговли и Промышленности ЮАР.
В гостинице Marriott Courtyard Moscow City Centre 15-16 февраля состоялся третий бизнес-форум ЮАР –                                                             Россия «Международная торговая инициатива», в котором приняли участие вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Георгий Петров, председатель Делового совета ЮАР – Россия Роберт Гумеде, посол ЮАР в РФ Мандиси Мпахлуа, управляющий директор ГК «Ренова» Владимир Кремер и другие высокопоставленные лица. В рамках мероприятия были проведены выставка, дегустация вин и семинар по вопросам инвестиций. Стороны договорились о смягчении барьеров при импорте товара и о совместном проведении рекламных кампаний. В выставочных залах побывали представители PR-отдела ОАО «Зарубежстрой» и репортеры журнала «Мир Африки». Среди известных торговых марок ЮАР на форуме были представлены Olives South Africa, поставляющая оливки и масло из них, CAPE и Bella Nova, реализующие фрукты, и Valor с широким ассортиментом фруктовых соков. 
Посольство Словении совместно со словенско-русским клубом предпринимателей 17 февраля провели деловой обед «Качество и культура потребления в России». Производители продуктов питания из Словении встретились с российскими дистрибьюторами и оптовыми торговцами. Мероприятие было закрытым, но самые крупные дилеры вошли в число гостей званого обеда. Посол Словении в Москве Е.П. Ада Филип-Сливник в своей речи перед гостями мероприятия отметила: «Товары из Словении завоевывают любовь россиян благодаря своему высокому качеству и специальным технологиям производства». В меню делового обеда были включены сладости компании «Klasje», медовые напитки «FerMedica», вина марок Istenic и Dolc. Представители сетей супермаркетов «Азбука вкуса» и «Бахетле», успешно реализующие словенскую продукцию, выразили желание совместно заниматься продвижением импортируемых молока, вина и мяса на российском рынке.
В конце февраля в московском магазине японских товаров «Джапро» завершилась начавшаяся еще в июле прошлого года выставка алкогольных напитков, проводимая в рамках фестиваля «Японская осень – 2010». Супермаркет «Джапро» был открыт в 1993 году при поддержке Ассоциации культурного сотрудничества с Японией и фирмы «Ниссо Боэки». Изначально магазин был ориентирован на японцев, живущих в Москве, но со временем японские товары полюбились и москвичам. Организатор выставки – Министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии. В числе прочих мероприятий выставки была проведена дегустация саджу – водки из сладкого картофеля, и саке, изготовленного из сортов риса гохяку-мангоку и мияма-нисики, обладающего терпким ароматом личи и обычно подаваемого в Японии к суши, тунцу или красной икре. Напитки произведены компанией «Сирасоу Сюзо». После рюмочки саке гостям предлагалось отведать традиционные японские закуски, то есть проект предполагал продвижение не только японского элитного алкоголя, но и национальных блюд. А фильм о процессе производства рисового вина и рассказы экспертов о благотворном влиянии саке на иммунную и кровеносную системы человеческого организма были призваны сформировать у москвичей доверие к торговой марке. Событие было освещено в «Вестнике индустрии питания» и на сайте магазина «Джапро». О результатах продвижения саке говорить пока рано: с момента завершения проекта прошло мало времени. Стоит отметить, что в последние полгода московские фирмы по доставке элитного алкоголя активно работали с саке. А в конце прошлого года в рамках фестиваля дегустация японского рисового вина была проведена и в Санкт-Петербурге, в торговом центре «Гарден Сити».
Посольство Южной Кореи в Москве тоже ведет активную деятельность по продвижению продовольствия. Культурный центр посольства 17 февраля направил своих делегатов в Московский государственный университет пищевых производств (МГУПП) для заключения с вузом соглашений о проведении на территории университета выставок товаров корейских марок, а также об организации открытых конкурсов корейской кухни. Руководство вуза со своей стороны выразило желание сотрудничать с посольством. Неделей ранее, 8 февраля, в МГУППе состоялся тренинг по приготовлению блюд корейской кухни, где кулинары из Кореи поделились со студентами и посетителями мастер-класса своими секретами. Организация открытого мастер-класса позволила собрать целевую аудиторию и в ненавязчивой форме прорекламировать продукты питания, используя их при приготовлении блюд. 
Львиная доля импорта продовольствия приходится на страны СНГ. На официальном сайте посольства Белоруссии представлен список пятнадцати московских магазинов, где продаются закупаемые Россией белорусские продукты питания. В Смоленском отделении посольства 28 января представители двух государств договорились о создании Ассоциации производителей товаров, услуг и предприятий торговли, которая бы регулировала сотрудничество между российскими и белорусскими компаниями. Со стороны Смоленской области выступал начальник Департамента экономического развития и торговли Владимир Боровченков. На сайте посольства Белоруссии есть раздел, посвященный виртуальным выставкам. Виртуальные выставки очень удобны: во-первых, о них узнают все люди, зашедшие в сети на страницу посольства, во-вторых, они требуют от торгового отдела посольства минимальных затрат.
Результатом всех описанных в статье выставок было привлечение внимания дилеров и покупателей к зарубежным брендам. Если уж послы, являющиеся лицом своего государства, не боятся рекомендовать товар, значит это действительно продукт высокого качества. Доля импортных продовольственных товаров на полках московских супермаркетов уже превысила 70%. Конечно, экзотические фрукты с Юга и элитные сыры с Запада должны разнообразить рацион россиян, но основное место в продовольственной корзине лучше оставить отечественным продуктам. Смогут ли отечественные производители отразить экспансию завоевавших доверие потребителя иностранных торговых марок, покажет ближайшее будущее.