Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

Полиэтиленовый колпак

В фокусеВ фокусе

Экология требует нового подхода к пищевой упаковке

Альтернатива: Состояние здоровья планеты ухудшается с каждым годом. Проблема утилизации пластиковой тары в ряду прочих твердых бытовых отходов начинает звучать угрожающе. Производители и маркетологи должны предпринять решительные шаги по грамотному внедрению в массовый обиход биоразлагающихся полимеров на смену привычному полиэтилену

Мария ЛУКЬЯНОВА

 

О том, что экология планеты находится в удручающем состоянии, говорится и пишется немало: вредные выбросы в атмосферу, радиация, загрязнение воздуха и акватории, ненадлежащее хранение химических удобрений, озоновые дыры и так называемый парниковый эффект – вот далеко не полный перечень негативных факторов, влияющих на экосистему Земли. Но один из них расположен в зоне ответственности буквально каждого жителя планеты: это проблема вывоза и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО). 
Ежедневно мы выносим пакеты с мусором в контейнеры, не задумываясь об их дальнейшей судьбе, выбрасываем полиэтиленовые мешки и обертки от продуктов. Мы заполняем урны и мусорные ведра всем подряд, не заботясь о разделении отходов по видам. Да и не принято в России делать это. Разве что банки, бутылки или макулатуру можно сдать в приемные пункты, но кто озаботится этим всерьез?
 

ВЕЧНЫЙ ПЛАСТИК

По приблизительным подсчетам, доля пищевых упаковок в общем объеме ТБО на полигонах составляет примерно треть. Стоит задуматься. Большинство видов пластика, используемого для производства упаковочного материала, разлагается в течение 100 лет. Если вспомнить, что полиэтиленовые пакеты для продуктов появились в США в 1957 году, то получается, что первые счастливые обладатели новомодного аксессуара (а в то время это было делом престижа) еще не дождались полного распада своих мешочков и сумочек.
Слоеный пирог «длиной» в 54 года, где нижние слои еще целы, а верхние уже возвышаются над землей, – вот что представляют собой санитарные зоны, как деликатно называют их чиновники. И вся эта масса активно живет и действует: пластиковые пакеты уносятся ветром, забивают сточные трубы, попадают в реки и моря, калеча и убивая животных, «украшают» пейзажи, цепляясь за ветки кустов и деревьев… Нарушение рециркуляции воздуха и воды в этом «торте», где прослойкой служат пищевые отходы, дает ежесекундный выброс ароматных миазмов и чревато взрывами. Так называемый свалочный газ, образующийся из-за неконтролируемых анаэробных условий, уходит в атмосферу и, благодаря высокому содержанию метана, оказывает более сильный парниковый эффект, чем пресловутая двуокись углерода. Что, как следствие, способствует глобальному потеплению. Естественное бактериальное разложение нарушено, равновесие утеряно.
Морская исследовательская организация «Альгалита» (AMRF) установила, что четверть мировой водной поверхности покрыта плавающим пластиковым мусором. В великой Тихоокеанской «санитарной зоне» (читай – свалке) масса мусора в шесть раз превышает массу естественного планктона. Всемирная общественная организация «За природу» опубликовала данные: в мире ежегодно погибает более миллиона морских обитателей, заглатывая пластик и заворачиваясь в него, теряя подвижность. Страшные цифры! Следует учесть при этом, что на производство пищевых полимеров ежегодно тратится 4 % всемирной добычи нефти. «Мусорный супчик» и «Наполеон» из пластика – это наша действительность, наше «меню», громадные размеры «блюд» которого увеличиваются с каждым днем.
Площади полигонов твердых бытовых отходов не безграничны, а быстрый, неуклонный рост городов и мегаполисов требует их постоянного расширения. Захватывать все новые территории сельхозугодий для их нецелевого использования как минимум неразумно. Частичным решением проблемы стала бы утилизация на мусороперерабатывающих заводах (в США перерабатывают до 75 % ТБО), но у нас эта отрасль практически не развита.
Есть ли выход из создавшейся ситуации?
 

ЭКОСУМКА!

Главной задачей любой пищевой тары является защита продукта от вредного воздействия бактерий, солнечного света, кислорода, грязи и прочих факторов, попадание которых внутрь приводит к непригодности употребления. В малоразвитых странах, где упаковка минимальна или вообще отсутствует, потери продовольствия в 30-50 % – не редкость. Именно пластик позволяет нам наслаждаться свежими овощами и фруктами круглый год, а не только в сезон урожая, и пробовать деликатесы со всего мира, а не только с полей своего региона. 
Но достоинства упаковки становятся ее недостатком с точки зрения экологии. Кроме того, с ростом благосостояния отечественные потребители уже не делают запасы впрок, покупая продукты крупными партиями, а предпочитают мелкую, более удобную расфасовку, что в разы увеличивает расходы полиэтилена.
В случае с алюминиевой, стеклянной и картонной тарой проблема утилизации отходов более-менее решается, в отношении же пластика она остра, как никогда. 
Экологи совместно с производителями предлагают определенные способы если не устранения, то хотя бы уменьшения вредоносности этих полимеров:
сокращение бесконтрольного использования пищевой пластмассы, что уже делается во многих странах путем повышения налогов для производителей (Китай, Дания, Италия), введения платы за пластиковую тару (практически повсеместно) и прекращения бесплатной выдачи полиэтиленовых пакетов (Мексика, Япония, Франция, США, Швеция, Польша и другие страны, в том числе Россия);
широкое введение экоупаковок (так называемых экосумок и бумажных кульков);
полный запрет на применение полимерных мешков в магазинах (Тайвань, Кения, Руанда, Танзания, Занзибар и другие);
налаживание системы рециркуляции (сбора) и вторичной переработки пищевого пластика (главный недостаток – большая энергоемкость процесса и высокие трудозатраты, что сказывается на стоимости);
уменьшение веса упаковки, что будет также способствовать снижению энергозатрат на транспортировку, хранение и пр.);
сжигание на специальных заводах (опять-таки с частичной переработкой);
применение саморазрушающихся видов пластмасс.
 

БИОПОЛИМЕРЫ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

На сегодняшний день существуют 4 группы биоразлагаемых пластиков:
Выделенные из биомассы (например, дешевые зерновые культуры, кукуруза) и природного происхождения – крахмал, целлюлоза, белки.
Полимерная масса, производимая микроорганизмами в процессе жизнедеятельности (полигидроксиалканоаты, бактериальная целлюлоза).
Искусственно синтезированные из природных мономеров (например, полилактиды).
Обычные виды пластмасс с добавлением биоразрушающих добавок.
В странах с постиндустриальной экономикой (государства Европы, США) производство биодеградирующих пластиков идет хорошими темпами. В России, обладающей богатыми возможностями и достаточным количеством ресурсов, сегодня наблюдается значительное отставание в развитии данных технологий, хотя некоторые сдвиги уже наметились.
Трудность в получении финансирования, информационная неосведомленность и достаточные на данный момент запасы нефти способствуют медленному внедрению биоразлагающейся упаковки. Да и более высокая стоимость полученных в итоге пластиков не способствует их всеобщему применению, хотя преимущества таких видов пищевой упаковки налицо: 
период ее разложения сокращается в десятки раз (рекорд – 3 месяца); 
существенная экономия невозобновляемых видов сырья; 
биодеградирующие добавки совершенно безвредны для живых организмов (подтверждено СЭС в большинстве случаев); 
никак не влияют на внешний вид и прочностные характеристики выпускаемых материалов (прозрачность, окрашиваемость, водонепроницаемость и т.п.); 
отдельные типы биоразрушающейся пленки могут быть использованы для приготовления компоста (при организации соответствующих условий хранения в санитарных зонах).
Плюсов много, но нельзя не сказать и о минусах: биопластик, конечно же, пока намного дороже обычного.
Насильственное внедрение экологических технологий, проповедуемое во многих городах России, как и штрафы за бесплатные пакеты (на государственном уровне), безусловно, дадут свои результаты, но не будут способствовать популяризации биоразлагаемых полимеров, особенно среди малообеспеченных слоев населения. Законодательные акции тоже хороши в меру.
Огромную роль могут (и должны) сыграть маркетинговые технологии популяризации товаров в экологически безвредных контейнерах или пленке, которые способствуют сохранению здоровых условий жизни на планете. Акции с разъяснением достоинств «зеленой» тары, массированная информационная поддержка покупки продуктов, упакованных аналогично («Здоровый образ жизни неотделим от здоровой окружающей среды»), целенаправленная рекламная работа («Биопластик – не чудачества экологов, а норма жизни») помогут выработать необходимый стереотип мышления: «Наше будущее – 
в наших руках». 
 

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ВСЕЙ СТРАНЫ

Анализ мирового рынка производства биопластиков показывает, что рыночный рост за 2003-2010 годы составил примерно 51 % в мире и 56 % в Европе (для сравнения: в докризисные 2003-2007 годы – 38 % и 48 % соответственно). Объем производства пищевых полимеров с биоразрушающимися добавками в мире в 2009 году равнялся 695 тысячам тонн, а в 2010 году – уже 840 тысячам тонн.
Выступления премьера Владимира Путина в пользу проекта производства в РФ биоразлагаемой пластиковой упаковки, прозвучавшие 4 марта 2011 года на межрегиональной конференции партии «Единая Россия» в Брянске, в целом говорят о поддержке правительством проекта «экологизации» в стране. Это будет также способствовать разработке собственных биодобавок для пластиков (пример – проект Ставропольского госуниверситета, работы компании «ЕвроБалт», украинские добавки) вместо импортирования их из-за границы втридорога.
В заключение выделим 5 основных принципов, которые смогут посодействовать внедрению биоразлагающегося пластика:
Девиз «Думай глобально, действуй локально!» сохраняет свою актуальность.
Мусор – не отходы, а просто сырье (пока он не утилизирован правильно).
Перерабатывать природные невозобновляемые ресурсы на пластиковую упаковку – полностью соответствовать словам Д.И. Менделеева: «Сжигать нефть, все равно, что топить печку ассигнациями».
«Мы не унаследовали землю от наших родителей, мы ее одолжили у наших детей» (Ли Талбот, эколог и биолог, США).
«Будущее будет зеленым. Или его не будет вовсе» (Джонатан Поррит, эколог, Великобритания).