Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

Заседание генштаба

ТехнологииТехнологии

Профильные конференции как способ маркетинговых коммуникаций

Сверхзадача: Обсуждение глобальных вопросов рынка всегда вызывает интерес и живое участие. Но масштабная проблема состоит из множества текущих и нерешенных задач, и чтобы обсудить их с партнерами, порой приходится приложить немалые усилия

Сергей Силин

 

Глаза в глаза

К таким масштабным мероприятиям можно причислить конференцию профессионалов отрасли с участием первых лиц и главных специалистов. Формат конференции позволяет представителям бизнес-сообщества лично обсуждать злободневные вопросы продовольственного рынка, его тенденции и пути оптимизации. Главное отличие конференций от других BTL-мероприятий – уникальная интерактивность. Представители отрасли имеют возможность, глядя друг другу в глаза, выработать стратегические задачи и тактические пути ее реализации. Конечно, конкуренты не смогут «подружиться» на этом форуме, но научиться друг у друга новому и полезному наверняка сумеют. Взаимопониманию способствует и целевая однородная профессиональная аудитория, позволяющая говорить всем на одном языке. Неоспоримым преимуществом подобных форумов является отсутствие незаинтересованных людей. Подобные мероприятия собирают вместе только неравнодушных и небезразличных. Выражаясь военным языком, конференция – это заседание генерального штаба, на которое вызваны только высшие чины. Практика показывает, что именно это способствует активному поиску решения стоящего на повестке вопроса. Ценность личных контактов на таких саммитах переоценить невозможно. Именно поэтому участие в профильных конференциях первых лиц и главных специалистов, имеющих право подписи, нередко заканчивается заключением долгосрочных контрактов и договоров о намерениях.
Профильная конференция или форум как маркетинговый прием позволяет продемонстрировать свой продукт и технологию широкому кругу партнеров, конкурентов, потенциальным потребителям и представителям СМИ. Средствам массовой информации придается особое значение в освещении хода и итогов подобных мероприятий. Практика показывает, что многие товары так и не смогли найти своего потребителя из-за неправильно организованной или поспешно проведенной конференции. А сколько хороших продуктов не встретит своего покупателя из-за неграмотного освещения их достоинств в СМИ, статистика умалчивает.
Второй отличительной особенностью конференции является ее демократичность. С точки зрения затрат это не самое дорогое мероприятие.   И хотя совсем дешевым его тоже не назовешь, провести конференцию могут не только брендовые компании, но и новые игроки рынка, не сильно ударив себя по карману. Содержание информации на конференции гораздо важнее формы ее представления. Именно этим отличается профильный форум от выставки.
 

Приглашаем в гости 

Несмотря на очевидную выгоду и сопоставимые затраты, отечественные компании пищевой промышленности не торопятся сами стать организатором профильного форума, предпочитая быть гостем и наблюдать со стороны. Справедливости ради необходимо отметить, что в гости едут с большим удовольствием.
Так, например, в мае 2010 года в столице Китая прошел XIX международный форум по сухофруктам и орехам – World Nut and Dried fruit Congress. Главной целью этого саммита был обмен новостями в отрасли и установление новых деловых контактов. Пекин собрал более шестисот человек. Директора компаний и ведущие специалисты из 45 стран, в том числе из России, обсуждали перспективы мирового рынка. Об отечественном рынке сухофруктов рассказал в своем докладе генеральный директор компании АГРОИМПЭКС Хаеш Сергей Анатольевич. Компания, к слову, – постоянный участник подобных конференций, в том числе и проходившей с 23 по 26 ноября прошлого года международной выставки INGREDIENTS RUSSIA 2010. Прямую зависимость экономической прибыли или объема продаж от участия в подобных саммитах проследить достаточно сложно, точно так же невозможно раскрыть коммерческую тайну о количестве новых контрактов. Но то, что АГРОИМПЭКС является одним из крупнейших поставщиков сырья для молочной промышленности, хлебопекарного производства, снековой продукции и производства мороженого, – это факт. 
Календарь выставок и форумов в текущем году достаточно плотный. Минувший февраль был богат на представительские форумы работников пищевой отрасли. Еще одна крупная конференция пищевиков, объединившая более ста производителей продуктов питания, прошла в рамках VII Продовольственной ярмарки «Покупай отечественное» со 2 по 5 марта в выставочном центре «Мегаполис» в Челябинске. 
С 5 по 7 апреля в Волгограде под патронажем департамента потребительского рынка прошел форум «Пищевая индустрия». Этот проект вот уже много лет представляет собой профессиональную площадку для презентаций продуктов питания, новых технологий и оборудования пищевых и перерабатывающих производств. Саммит в Волгограде – универсальная платформа для эффективных коммуникаций производителей, сетей и потребителей.
Международный выставочный центр «Крокус Экспо» готовит в Москве намеченную на 14-16 июня первую национальную специализированную выставку продуктов питания «Российский бизнес». Форум «Российский бизнес» на протяжении десяти лет проводился в Ростове-на-Дону, но потребность многих региональных производителей в выходе на федеральный рынок уже не отвечает такому формату.
Проведение форумов выявило одну закономерность. Региональные производители активно участвуют в местных конференциях и являются постоянными участниками федеральных и международных саммитов. А крупные производители из центральной части страны достаточно редко принимают участие в выставках и конференциях, проводимых в областных центрах. И уж тем более речь не идет об организации мероприятий. 
 

Равнение на лидера

На этом фоне разительно отличается компания Danone. Она является постоянным организатором научно-практических конференций отечественных диетологов и педиатров в регионах страны. На этих форумах обсуждаются вопросы функционального питания в педиатрии, влияния кисломолочной продукции на здоровье детей и другие актуальные темы. Привлекая внимание научного сообщества к новым методам диетологии, этот форум способствует выработке лояльности и у рядовых потребителей, и у врачей как потребителей. После участия в конференции врачи в своих поликлиниках непременно посоветуют мамам продукцию этого комбината. А об авторитете людей в белых халатах говорить излишне. Вероятно, в немалой степени поэтому российская дочка Danone – ООО «Данон Индустрия» увеличила свою прибыль в 2010 году на 14,2 % до рекордных 23 млрд. рублей. По данным самой компании объем продаж в прошлом году составил 295 тыс. тонн, что на 14,5 % превышает показатели 2009 года.
Основным преимуществом профильных конференций в России является присутствие целевой ауди­тории. Эти мероприятия и без громкой рекламы посещают те, кто реально заинтересован в решении своих вопросов. На таких встречах практически нет зевак или бесцельно прогуливающихся. И пусть участие здесь для производителей или торговых сетей не привлечет напрямую новых клиентов, оно важно с имиджевой точки зрения и для проведения маркетингового анализа рынка. Такие встречи необходимы профессионалам для стратегического планирования.
Текущий год может стать последним, когда Россия на мировой арене выступает не как член Всемирной торговой организации.  По прогнозам аналитиков, в случае вступления в ВТО отдельные отрасли отечественной промышленности столкнутся с некоторыми трудностями, хотя экономика в целом от этого только выиграет. Но чтобы иностранные инвесторы пришли на наш рынок с инновационными технологиями  и финансами, им необходимо создать атмосферу уверенности в защищенности своих вложений и прав. Тема вступления России в ВТО обсуждалась и продолжает обсуждаться на международных саммитах, но внутри страны сегодня наблюдается относительное затишье. Замалчивание этого вопроса непонятно. Надежда крупных игроков продовольственного рынка на то, что «все само собой рассосется», может привести к плачевным результатам. По требованиям ВТО, объем помощи сельскому хозяйству к концу 2017 года должен снизиться с $9 млрд. до $4,4 млрд. То есть более чем в два раза. И помочь отечественным производителям сохранить объем продаж сможет лишь Роспотребнадзор своими мерами по ограничению ввоза импортного мяса.
Первыми ощутят новые правила ВТО производители мясной продукции, полуфабрикатов, молочных продуктов и свежей заморозки.      Но пока что они не торопятся организовать практическую конференцию по выработке стратегических и тактических мер для удержания позиций на рынке в таких условиях. А ведь именно сейчас самое время работать на опережение.
Организация профильных конференций – это не только уникальная возможность поделиться своим опытом, познакомиться с чужим, усовершенствовать собственные навыки и технологии и найти практические решения актуальных вопросов. Профильные конференции –                                                                                       это прекрасный повод назначить встречу перспективному партнеру, познакомиться с новым, заключить выгодные контракты и закрепить свои позиции в бизнес-сообществе.
Затраты на маркетинг принято соотносить с ожидаемой прибылью. Прибыль от конференции вырисовывается достаточно туманно. Профильные мероприятия не дадут сиюминутного роста объема продаж, но разглядеть сквозь пелену цель и сделать уверенный шаг вперед – это под силу лишь сильным и смелым.