Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

Не опустить планку

ГосрегулированиеГосрегулирование

МТПП поможет проследить за качеством товара

Надзор: «Совесть – лучший контролер» – этот лозунг советских времен вновь становится актуальным. С отменой обязательной сертификации потребитель оказался практически незащищенным от недоброкачественной продукции. Торговые организации задумались о том, как сделать рынок безопасным

Дарья ЦВЕТКОВА

 

15 февраля 2010 года вступило в силу постановление правительства РФ об отмене обязательной сертификации пищевой и парфюмерно-косметической продукции. Производителям предоставили право выставлять товар на полки магазинов лишь на основании декларации, заполненной собственноручно, используя собственные доказательства его качества и безопасности. Таким образом компании получили возможность ссылаться, например, на результаты экспертизы собственной лаборатории. С одной стороны, подобная мера вынудила поставщиков тратить еще больше средств на то, чтобы доказать высокое качество собственной продукции и не потерять завоеванную ранее долю рынка. Однако в то же время нет сомнений, что отмена такого мощного сдерживающего инструмента, как обязательная сертификация продуктов питания, открыла дорогу на рынок недобросовестным производителям, и с этим утверждением согласно большинство экспертов. 
Единственный орган, наделенный в настоящее время полномочиями всестороннего контроля качества продаваемой населению продукции, – Роспотребнадзор, который, тем не менее, крайне ограничен в своих действиях. Так, плановая проверка производителей может осуществляться сотрудниками этого ведомства не чаще, чем один раз в три года, а внеплановые требуют очень длительного официального оформления и, как правило, проводятся только в случаях крайней необходимости. В итоге образуется некий замкнутый круг: для организации внепланового визита необходимо представить прокуратуре доказательства нарушения санитарных норм, что реально осуществить лишь после непосредственной проверки предприятия. Неслучайно в течение 2010 года количество посещений контролирующими органами снизилось в десять раз, что только подтверждает ограниченность их полномочий в продовольственной сфере. 
Вывод очевиден: роль ревизоров должны взять на себя саморегулирующиеся отраслевые организации и, особенно, розничные торговые предприятия, вступающие в непосредственное взаимодействие с поставщиками продукции. Содействие в организации контроля качества товара, поступающего на полки магазинов, предпринимателям, руководителям торговых организаций, начальникам профильных отделов готова оказать Московская торгово-промышленная палата (МТПП), которая не раз выступала организатором конференций и семинаров, посвященных качеству продуктов питания и, как следствие, здоровью и безопасности потребителей. 
Очередной шаг в данном направлении – конференция по управлению безопасностью и качеством продукции при поставках в розничные торговые организации, которая состоялась 20 мая 2011 года по инициативе Московской торгово-промышленной палаты. Главная цель мероприятия – содействие повышению уровня качества взаимодействия с поставщиками, развитие управления качеством поставок в розничной торговле, расширение системы качества и безопасности закупок пищевой продукции. 
В числе основных тем конференции: 
качество и безопасность продовольственных товаров и проблемы, возникающие на рынке пищевой продукции (в том числе и в отдельных его отраслях). Техническое регулирование по качеству и безопасности товара; 
контрольная деятельность Роспотребнадзора и проблемы, возникающие в процессе ее осуществления;
практические аспекты взаимодействия с поставщиками продукции (требования к сопроводительной документации, предотвращение происходящих проблем в поставках и др.); 
внедрение инновационных технологий в обеспечение входного контроля качества и безопасности продукции.
Конференция была рассчитана на руководителей торговых организаций, начальников отделов контроля качества, профильных специалистов розничных торговых организаций. В мероприятии также приняли участие представители Министерства экономического развития, Ростехрегулирования, Роспотребнадзора, Департамента торговли и услуг города Москвы, профильных комитетов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, общественных организаций, профильных союзов и ассоциаций, производители продукции, средства массовой информации. Участникам был предоставлен комплект информационно-аналитических и методических материалов по теме конференции. 
Аналогичная консультационно-методическая работа проводится и в Санкт-Петербурге – например, Центром контроля качества, который был создан «в целях проведения государственной политики по обеспечению качества и безопасности продукции, в том числе выявления и предупреждения проникновения на потребительский рынок Санкт-Петербурга некачественных и опасных для жизни и здоровья потребителей и окружающей среды товаров, работ и услуг». Одним из основных видов деятельности Центра контроля качества является подтверждение соответствия качества и безопасности продукции, поступающей на потребительский рынок Санкт-Петербурга:
обязательная и добровольная сертификация в Системе ГОСТ Р; 
обязательное подтверждение соответствия требованиям технических регламентов; 
регистрация деклараций о соответствии.
Специалистами этой организации была также разработана система добровольной сертификации «Петербургская марка качества» с целью обеспечения рынка Санкт-Петербурга безопасными и конкурентоспособными товарами, работами и услугами. Для повышения качества поступающей на рынок продукции Центр ежегодно реализует программу мониторинга пищевых продуктов, позволяющую осуществлять постоянный контроль над их безопасностью со стороны правительства города. Кроме того, Центр активно проводит разнообразную консультационную работу как с предпринимателями всех уровней, так и с потребителями, рассматривая обращения, жалобы граждан на неудовлетворительное качество товаров и услуг, а при необходимости – организуя проверки на предприятиях розничной торговли. 
Работа в этом направлении проводится не только в столицах, но и в российских регионах, причем зачастую именно в рамках деятельности местных торгово-промышленных палат (как, например, в Нижнем Новгороде, Татарстане и др.) Активную роль в защите населения от некачественных продуктов играют органы государственной власти на местах. Так, депутаты Госсовета Удмуртии лично принимают участие в плановых и неплановых проверках Роспотребнадзора. Одной из форм обеспечения продовольственной безопасности страны стал проект партии «Единая Россия» «Народный контроль», который с 2010 года реализуется во многих регионах – в городах Сибири, Юга России, Республике Башкортостан и других.  
Примеры российских городов подтверждают, что даже в условиях отмены обязательной сертификации продуктов питания нельзя говорить о бесконтрольности и безнаказанности – органы государственной власти успешно реализуют множество программ с целью обеспечения качества продуктов питания, поступающих на прилавки отечественных магазинов.