Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

Владение щитом

В фокусеВ фокусе

Протекционизм как явление и методы его преодоления

Гипотеза: Введение политики защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции почти всегда оправданно и целесообразно, однако имеет свои подводные камни. Попробуем просмотреть вариантность путей развития событий и определить, какой из них наиболее приемлем в сложившихся условиях

Глеб МАРКЕЛОВ

 

Протекционизм – благо или зло? Можно ли полностью избавиться от однажды введенного явления и нужно ли это? Эти и многие другие вопросы касаются каждого политически и экономически активного человека. 
Для простоты понимания того, о чем пойдет речь, посмотрим на определение термина: «Протекционизм – политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определенных ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер» (Википедия).
Такой способ защиты внутреннего рынка существовал с древних времен, хотя свое конечное наименование получил только в XIX веке. Включение этих механизмов обусловлено множеством факторов, однако в основе всего процесса лежит неспособность российской площадки составлять адекватную конкуренцию иностранной. Чтобы предотвратить интервенцию зарубежной продукции в стране, государство предпринимает различные меры, часть из которых была перечислена выше. В результате чего отечественный производитель начинает чувствовать себя увереннее, предприятия приносят повышенную прибыль, за счет которой можно совершенствовать производство и доводить его до конкурентоспособного уровня. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что протекционизм – это благо и вводить его нужно повсеместно. 
Однако есть один нюанс, не учитываемый в теории, но реально существующий на практике. После того как предприятие начинает приносить владельцу прибыль большую, чем до введения данной политики, государство может столкнуться с проблемами более глобальными, чем до принятых мер, например, с монополизацией и последующим ростом цен на товары. Опираясь на этот факт, проверенный историей (Россия и Германия в начале XX века), можно придти к выводу: протекционизм – зло, с которым нужно бороться.
Итак, если в силу тех или иных причин были задействованы защитные механизмы, хотелось бы понимать, как в будущем отказаться от них без нанесения ущерба потребителям, производителю и государству. Со стороны эта задача может показаться очень простой – отменить все пошлины на импорт-экспорт товаров, прекратить субсидирование производителя, убрать льготные условия, иными словами – вернуть все к исходному уровню. Можно представить такой вариант развития событий и посмотреть, что из этого получится. При самом благоприятном исходе произойдет возвращение к первоначальному уровню, к тем условиям, которые и привели, собственно, к необходимости защищать внутренний рынок от иностранной конкуренции (зачем тогда было что-то делать?). В худшем случае – развал экономики в государственном масштабе. Этот путь неприемлем в силу своей нецелесообразности. 
Преодолеть протекционизм адекватно, без нанесения ущерба экономике, можно только комплексными мерами, принимать которые необходимо сразу же после его введения. К таким мерам относится, например, учреждение государственной финансовой антимонопольной службы (ФАС), которая создана почти во всех странах для достижения соответствующей конкуренции. Иными словами, ФАС призвана не допускать монополизации рынка, что приведет не только к росту цен в настоящем, но и к неконкурентоспособности в будущем, когда, образно говоря, с государственных границ снимут замки. Следовательно, первым этапом борьбы с политикой протекционизма, а правильнее – с ее последствиями, можно будет считать слежение за сохранением здорового соперничества между отечественными производителями, что будет стимулировать, в итоге, интенсивный, а не экстенсивный рост производства. 
Таким образом, чисто теоретически можно достигнуть идеальной цели протекционизма – сделать своего производителя конкурентоспособным по отношению к иностранному, после чего будет вполне реально отменить все пошлины, дотации и льготы без опаски возврата к прежнему уровню рынка. Но на то он и идеал, потому что недостижим. Резкая отмена защитной политики неизбежно вызовет панику и паралич внутренней площадки, что, опять-таки, ни к чему хорошему не приведет. Можно отказаться от всех бонусов не сразу, а постепенно – поэтапно. В этом случае возникает резонный вопрос, как проводить постепенную отмену, то есть какой комплекс мер из уже существующего арсенала выбрать? 
Если принять во внимание принцип наивысшей опасности, можно логически заключить, что рискованнее будет допустить на рынок иностранных производителей, чем убрать внутренние бонусы. Давайте представим ситуацию, при которой искусственно повышенные пошлины на импорт снижены, а льготные условия или даже субсидии отечественному бизнесу сохранены. Зарубежные поставщики, как более сильные по сравнению с местными, могут пойти на такой шаг, как намеренное занижение цен на свои товары. Российский производитель сделать этого не сможет, так как сам живет только за счет дотаций и льгот — то есть на искусственно созданных условиях, которые позволяют ему лишь развиваться, но не конкурировать. 
Сложившаяся ситуация, скорее всего, приведет к быстрому банкротству предприятия. Или же государство будет выделять все больше и больше финансовых средств для поддержания его существования. Этот вариант развития событий вряд ли кого-нибудь устроит. Соответственно такому прогнозу стоит вначале постепенно, в течение нескольких лет снижать размер бонусов для отечественного бизнеса с сохранением на прежнем уровне пошлин на ввоз товаров. Основным плюсом данного решения будет факт наличия возможности проверки жизнеспособности предприятия – помогла ли ему политика протекционизма стать конкурентоспособным или нет. При отрицательном ответе всегда можно будет продлить действие бонусов без вреда внутреннему рынку, при положительном – приступить к следующему этапу подготовки отмены протекционизма. 
При полной ликвидации льгот и дотаций и сохранении деятельности предприятия могут еще не являться адекватными конкурентами иностранцам ввиду отсутствия опыта соперничества на мировом уровне, а этот опыт жизненно необходим, его нужно хоть как-нибудь, но накапливать. «Детской площадкой» может служить, кроме аналитического отдела той или иной компании, собственно, сам внутренний рынок, не ограниченный ничем, кроме, разве что, финансовой антимонопольной службы. 
А оценивать, «научились» ли конкурировать между собой отечественные поставщики продукции, в таком случае будет экспертная комиссия, действующая постоянно, как индикаторы форекс, для того чтобы проследить динамику развития конкуренции и не пропустить момент, когда это состязание трансформируется в финансовый сговор, определить который с самого начала будет трудно. 
Когда комиссия сочтет, что внутренний рынок достаточно конкурентоспособен, государство будет без опаски, но тоже постепенно, приводить в порядок пошлины на импорт-экспорт. Разумеется, такое заявление комиссии тоже будут оценивать – уже на более высоких уровнях, поэтому можно не опасаться ложных и поспешных решений. Пошлины на экспорт в таком случае поднимут раньше, чем снизят пошлины на импорт. Это решение будет рассматриваться как очередной этап проверки отечественного бизнеса – выход его из инкубаторного состояния. Возможно, количество экспорта временно снизится; впрочем, если государству пришлось вводить политику протекционизма в какой-либо отрасли, значит она и так экспортировала не слишком много товаров. Если экспорт снизится, то возникнет обилие товара на внутреннем рынке – это тоже хорошо, так как при избытке предложения конкуренция станет еще более совершенной; кстати, это произойдет уже по свободным рыночным экономическим законам. 
После относительной стабилизации ситуации на рынке в результате всех предпринятых действий государство потихоньку, давая время на принятие решений и маневрирование, будет снижать пошлины на импорт. В идеале, к этому времени создастся следующее положение дел: доля товаров отечественного производства составит минимум 60-70 %, остальная часть будет приходиться на иностранные товары аналогичного качества с такой же или чуть большей ценой. В реальной жизни ситуация, возможно, окажется несколько иной – 
например, появятся условия, невыгодные для зарубежных поставщиков, и поэтому доля отечественных товаров будет приближаться к ста процентам. Это, конечно, наименее вероятный вариант, но его тоже следует учитывать. 
Скорее всего, ситуация будет противоположной: иностранный рынок предпримет попытку завоевания российского путем временного занижения цен на свои товары. Отечественный бизнес после отдыха, полученного от государства, и наращивания мускулов просто-напросто обязан иметь некую подушку безопасности, позволяющую продавать продукты по таким же низким ценам без ущерба для всего предприятия в целом, иначе любой экономист признает само явление протекционизма неким атавизмом, не оправдавшим себя. В таком крайнем случае введут повышенные пошлины на ввоз товаров, причем достаточно резко, но не очень надолго, чтобы потребители смогли понять непостоянство и искусственность низких цен на импортные продукты. Если государство решится на такой шаг, его мировая репутация будет несколько подорвана, но, по сравнению с опасностью завоевания рынка иностранными товарами, это небольшая проблема. И, наконец, после всех предпринятых мер, в случае если российский бизнес полностью адаптируется к новым, нельготным условиям, защитную политику можно считать успешно проведенной.
Подведем итог всем рассуждениям, пусть иногда, возможно, несколько вольным. Представленный гипотетический случай введения политики протекционизма и постепенный уход от нее является лишь одним из множества вариантов развития событий, который был бы наиболее желателен как для потребителя, так и для производителя. Как будет складываться ситуация в реальности, никто заранее предугадать не может, так как для каждого конкретного случая существуют свои геополитические, географические различия, а также особенности менталитета населения. Жизнь, как известно, всегда отличается от теории, но если все действия будут выполнять профессионалы и количество ошибок не превысит некую критическую точку, применение теории на практике будет, несомненно, успешным.