Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

Вторая Швейцария

Маркетинг краяМаркетинг края

Отечественному сыроделию угрожает нашествие заморских продуктов

Алтайский край: В России есть уникальный регион, луга и пастбища которого по праву называют второй родиной знаменитого «Короля сыров». Сыровары Алтая идут в ногу со временем, постоянно обновляя и совершенствуя технологические мощности, и способны насытить российский рынок. Однако экспансия более дешевых импортных товаров негативно отражается на реализации высококачественной продукции местных мастеров

Ведущий специалист управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края, к.т.н. Анна Юрьевна ШАБАРОВА

Статья предоставлена управлением пищевой, перерабатывающей  и фармацевтической промышленности Алтайского края

Многие десятилетия Алтайский край является крупнейшим производителем и переработчиком сельскохозяйственной продукции в России, объем которой в расчете на душу местного населения в 1,6 раза превышает среднероссийский уровень. Это регион с традиционно развитым молочным животноводством и сыроделием. 

История алтайского сыра насчитывает более ста лет. Первые промышленные сыроварни стали появляться на Алтае в 1900 году, когда в Краснощековском районе начали вырабатывать «кирпичики» «Бакштейна». Развитие этой отрасли здесь связано с уникальными природно-климатическими условиями, богатой сырьевой базой, накопленным технологическим и инженерным опытом. Достаточно сказать, что сыр «Швейцарский», именуемый во всем мире «Королем сыров», может быть изготовлен с высокими качественными показателями лишь на своей родине – в Альпах и в предгорной зоне Алтайского края. До сих пор более половины получаемого молока идет на выработку твердых сычужных сыров, а с 2005 года регион занимает первое место в стране по изготовлению этой продукции. Широкую известность краю принесли элитные сорта: «Швейцарский», «Алтайский», «Советский», «Горный». 
В последние годы на Алтае отмечается интенсивный рост объема производства. За 10 лет количество жирных сыров, выпускаемых здесь, увеличилось с 23 до 70 тысяч тонн. Сегодня сыродельная отрасль края представлена 54 предприятиями различной мощности, крупнейшие из которых – ГК «Киприно», ЗАО «Барнаульский молочный комбинат», «Рубцовский молочный завод» (филиал ОАО «ВБД»), предприятия ГК «Столица молока», ИП Емелин В.П., ООО «Холод», ООО АМК «Угриничъ», ООО «СП-переработка» – большое внимание уделяют совершенствованию технологий производства, организации выпуска инновационной продукции, обеспечению полной переработки сырья.
Особенностью потребления сыра в России является восприятие его как «добавочного» продукта. Если во Франции или в Италии это отдельное самодостаточное блюдо, то у нас, скорее, – дополнение к бутербродам, закуска или часть десерта. Как следствие, продукт, в обилии присутствующий на российском рынке, пользуется спросом покупателей гораздо меньшим, чем в европейских странах. Так, например, среднестатистический француз потребляет около 15 кг сыра в год, голландец – 10 кг, а россиянин – всего 4,3 кг. И это при том, что ежегодной нормой потребления сырной продукции врачи считают 6,5 кг. 
Политика алтайских сыроделов, в первую очередь, направлена на удовлетворение потребностей местного населения и решение вопросов продовольственной безопасности Российской Федерации. 
Данные маркетинговых исследований свидетельствуют о том, что покупатели воспринимают сыр как калорийный, сытный, полезный для всей семьи (и особенно для детей) продукт, богатый кальцием и различными витаминами, легкоусвояемый и вкусный. Наибольшую часть рынка занимают твердые сыры (57 %), на втором месте – плавленые (31 %) и только 12 % приходится на мягкие и кисломолочные виды этой продукции.
43 % всех наименований сырной отрасли относится к низкой ценовой категории, что составляет большую часть рынка. Сюда входят «Российский», «Пошехонский», «Голландский» и др., а также мягкий сыр «Рикотта». Представители более высокого ценового сегмента (среднего и выше среднего) имеют примерно одинаковую долю – 24 % и 22 % соответственно. Это «Советский», «Швейцарский», «Алтайский», «Горный», «Гауда», «Маасдам» и им подобные. Элитным маркам – «Рокфор», Kaserei, Champignon и т.д. – отведено 11 % «сырной» площадки.
«Российский» сыр предпочитают покупать 48 % населения от числа всех потребителей. Следом за ними идут «Гауда» и «Эдамер» – доля людей, предпочитающих эти наименования, составляет 18 % и 15 % соответственно. Следует отметить, что россияне чаще всего делают выбор в пользу традиционных отечественных сортов. Плавленые продукты потребляет около 32 % жителей страны.
Алтайский край вырабатывает более 1,4 млн тонн сырого молока. Ввиду географической удаленности региона для местных молокопереработчиков производство продукции с длительными сроками хранения – сыров, масла животного, сухого молока – приоритетным будет всегда.
До 70 % от объема производства алтайского сыра поставляется на общероссийский рынок, обеспечивая население субъектов Российской Федерации, особенно регионы Сибири и Дальнего Востока. Коэффициент самообеспечения молочными продуктами в крае в прошедшем году сложился на уровне 1,73 (в 2009 году – 1,71), что выше значения, установленного в Доктрине продовольственной безопасности (0,9). В настоящее время в регионе производится каждая седьмая тонна российского сыра. Так, в 2010 году выработано 66,6 тыс. тонн, или 15,4 % от общероссийских объемов. 
Алтайский край по праву называют сыродельным – и ассортимент производимых сыров шире, чем в других регионах, и качество их значительно выше. Линейка выпускаемой продукции в данной отрасли постоянно обновляется, сегодня в ней насчитывается более 30 наименований. Среди них такие известные и давно зарекомендовавшие сорта, как «Российский», «Витязь», «Советский», «Алтайский», «Горный», «Швейцарский», «Альпийский», «Голландский», «Костромской». В последние годы появились новинки: «Ламбер», «Мастер», «Обской берег», «Троицкий сказъ», «Мамонтенок», «Зеленодольский», «Алтарелла», «Карагужинский», «Катунский» и другие.
Появление торговых сетей, гипер- и супермаркетов, а также крупных общенациональных компаний изменили каналы маркетинга и стимулировали прямую реализацию продовольствия. 
На сегодняшний день доля алтайских сыров в торговых сетях края составляет 82 %. Вопросы продвижения товаров местного производства на межрегиональном уровне решаются через развитие инфраструктуры федеральных и местных сетевых компаний за пределами региона. 
Одним из важных механизмов реализации готовой продукции пищевой отрасли является поставка ее государственным потребителям и учреждениям социальной сферы (учебные заведения, учреждения здравоохранения, дома отдыха и санатории и др.). В условиях нарастающих задержек расчетов за поставленное продовольствие, увеличения сроков возврата средств за него со стороны ретейлеров, участие в поставках для федеральных и муниципальных нужд дает гарантированный рынок сбыта и оплату за товары.
С целью продвижения продукции и установления новых партнерских связей производители традиционно принимают участие в межрегиональных и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях, конкурсах качества. Как правило, алтайские сыры не только вызывают большой интерес, но и заслуживают самых высоких оценок и наград в плане качественных характеристик. Их изготовители традиционно привозят золотые и серебряные медали с таких выставок, как «Продэкспо-2010», Международный форум «Молочная индустрия-2010», Всероссийский конкурс Федеральной программы «100 лучших товаров России» и др.
Факторами, влияющими на успешную деятельность предприятий пищевой промышленности, являются технологии сбыта товаров, верное направление политики продвижения и благоприятный климат инвестирования в отрасли. Главным аспектом организации сбыта на протяжении многих лет считается система маркетинга, ведь продавать продукцию нужно непременно там, где это целесообразно. На российском рынке некоторые крупные продовольственные компании демонстрируют чудеса грамотного анализа рынка сбыта и таким образом становятся лидерами в своем секторе.
Ввоз в страну больших партий молокопродуктов из-за рубежа негативно влияет на российский рынок, приводит к трудностям с реализацией по объективно сложившимся ценам собственных сыров, масла и сухого молока, что требует неотложного принятия государственных мер по поддержке отечественных производителей. Темп роста импорта сырных продуктов в Россию в 2010 году составил 120 %, а за январь-февраль 2011 года – 118 %. 
Экспансия импортных товаров на рынке Российской Федерации отрицательно сказывается на реализации молокопродуктов, в том числе, и Алтайского края. В торговых сетях Сибири и Дальнего Востока в прошлом году доля продаж заморских сыров увеличилась в 3 раза по отношению к уровню 2009 года. Ввозимая из Европы продукция значительно дешевле аналогичной отечественной. В результате предприятия вынуждены делать выбор между остановкой производства и закупкой сырого молока по более низким ценам, что пагубно отражается на экономическом состоянии молочной отрасли и развитии аграрного сектора региона в целом.
В таких условиях вопросы реализации сыров выходят на передний план. В целях сохранения рынков сбыта назрела потребность в строительстве новых современных сыродельных заводов, реконструкции и технической модернизации действующих предприятий, обеспечении стабильного качества, снижении издержек производства. Необходимо пропагандировать среди населения культуру потребления сыров, информировать о полезных свойствах данного продукта.
Росту объемов инвестиционных вложений предприятий молочной промышленности существенно способствуют меры государственной поддержки, предусмотренные в регионе при реализации инвестпроектов. Это компенсация части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым на их осуществление, компенсация налогов на обновленное оборудование, а также возможность приобретения последнего за счет средств краевого лизингового фонда, условия которого более привлекательны, по сравнению с коммерческим лизингом.
Всего в 2010 году в молочной промышленности Алтайского края реализовано 19 инвестиционных мероприятий за счет заемных и собственных средств на сумму 1,42 млрд рублей, создано 50 новых рабочих мест. Правительство страны поддерживает эти направления. В частности, Министерством сельского хозяйства РФ принята программа «Развитие маслоделия и сыроделия на 2011-2013 годы». В то же время инвесторы должны иметь уверенность, что рост оте­чественного производства будет обеспечен адекватными мерами государственного регулирования рынка продовольствия.
Меры, принимаемые производителями сыров по модернизации технологической оснащенности, позволяют рассчитывать на конкурентоспособность продукта на рынке. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации определяет пороговые значения удельного веса отечественных товаров на внутренней торговой площадке страны. В отношении молочных продуктов это 90 %. По мере роста российского производства государство намерено включать рычаги экономического регулирования рынка, что придаст уверенность алтайским сыроделам в завтрашнем дне. 
 
Редакция журнала выражает благодарность управлению пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края за помощь в разработке рубрики «Маркетинг края».