Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

Индустрия гостеприимства

Маркетинг краяМаркетинг края

Польша: культурный и экспортный потенциал

Истоки: Польша подарила миру Николая Коперника, Фредерика Шопена, Папу Иоанна Павла II. В ее истории много упоминаний о романтических легендах, о средневековых рыцарях, сражениях, королях и великолепных замках. Великие политики – от Наполеона до Черчилля – видели в поляках неисправимых романтиков. А сами они считают гостеприимство своей священной обязанностью и удивляют мир приветливостью и радушием

Материал предоставлен Отделом содействия торговле и инвестициям Посольства Республики Польша в Москве

 

Страна традиций

Сегодня Польша – это демократическое государство, расположенное в самом центре Европы, страна со старейшими традициями, бурной и очень интересной историей и, наконец, настоящая сокровищница памятников культуры. Здесь живут гостеприимные люди, строящие современную экономику, заботящиеся о сохранении и приумножении культурного наследия страны. Ежегодно Польшу посещают более десяти миллионов туристов. Каждый турист найдет в Польше что-то интересное для себя. 
Поляки – доброжелательный и сердечный народ, они запросто приглашают гостей в свои дома. Их негласное правило «для дорогого гостя и ворота настежь» позволяет туристам чувствовать себя в Польше как дома. Уезжая, они увозят с собой приятные впечатления и желание вернуться еще раз, чтобы познакомиться с этой страной поближе.
Богатая природа, сохранившая в некоторых районах свой первозданный облик, дает прекрасные возможности для активного отдыха в любое время года. На янтарном побережье Балтики и на Мазурах - озерном крае с густыми лесами, реками и возвышенностями, проложены туристические пешеходные и водные маршруты, а также трассы для любителей велосипедных и конных походов. А в Закопане, старинном городке в Татрах, находится лучший в стране горнолыжный курорт.
В культуре Польши за тысячелетнюю историю причудливо соединились Восток и Запад. Обычаи, религии, языки смешивались на польских землях, образуя самобытную культуру и национальный характер. Польская государственность формировалась в постоянной борьбе за суверенитет, часто путем переговоров и взаимных компромиссов, что научило поляков бороться за собственную национальную идентичность и быть терпимыми по отношению к другим народам. Польская Конституция самая старая в Европе и вторая в мире; как основной закон она была принята в 1791 году, положив основу для создания похожих документов в других странах.
«Гость в дом – Бог в дом» гласит польская поговорка. Принимая гостей, поляки традиционно накрывают праздничный стол, украшением которого являются национальные блюда. Польская кухня немыслима без каш, рыбы, раков, дичи, лесных ягод, грибов и многих полезных для здоровья овощей и фруктов, а также разнообразных специй. Высоко ценится вкус привислинских лакомств, оригинальных блюд с маком, сыром и фруктами, приготовленных по-домашнему. Овощи и фрукты, выращенные в экологически чистых регионах, неповторимого вкуса молоко и мясо по достоинству оценены потребителями во всей Европе.
 

Главные роли

Сегодня Польша является членом НАТО, Европейского Союза и ОЭСР. Развитая демократия, стабильная экономика и финансовая система – вот ее капитал на третье тысячелетие. 
Польша – один из крупнейших европейских экспортеров мяса, в том числе свинины, говядины и птицы. Значительную долю в структуре польского экспорта занимают молочная и рыбная продукция, а также хлебобулочные изделия. Примерно четверть всего польского экспорта поступает в Германию, также товары закупают Великобритания, Чехия, Франция, Италия. В 2011 году объем польского экспорта продовольствия составил около 20 млрд. долларов. 
Польша занимает первое место в Европе по производству шампиньонов (225 тысяч тонн ежегодно), четвертое – по производству фруктов и шестое – по производству овощей. Польский экспорт овощей и фруктов оценивается почти в 2 млрд. долларов.  Успеху в этой области в немалой степени способствовал Институт садоводства, созданный 1 января 2011 года для более эффективного проведения Научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ 
(НИОКР) в сельском хозяйстве. Были также разработаны и уже производятся новаторские тоннельные опрыскиватели и первый в мире бесперебойный комбайн для сбора вишни и сливы. В рамках Института садоводства работает одна из трех лабораторий  Польши, которая имеет право сертифицировать продукты, поставляемые на российский рынок.
В Россию, в связи с квотированием импорта мяса, Польша поставляет овощи и фрукты, сыр, шоколад и некоторые другие продукты. Почти каждый кочан «китайской капусты», который покупает российская хозяйка, выращен на польской грядке, каждое пятое яблоко в магазинах России сорвано недалеко от Варшавы. Однако поляки не только завозят свою продукцию в Россию, но и открывают перерабатывающие заводы совместно с российскими партнерами. Например, в Калининградской области открыто производство моцареллы, а в Подмосковье - соков «Тедди». Польша также поставляет оборудование – хлебопекарное, мясоперерабатывающее, упаковочное и саму упаковку. Так, например, многие водочные бренды разлиты в бутылки, разработанные польскими дизайнерами и произведенные в Польше. 
Общая сумма польского экспорта продуктов питания в Россию в 2010 году возросла на 25 % по отношению к предыдущему году и превысила 1 млрд. долларов. В структуре российского импорта доля Польши занимает чуть более 3 %, но тем не менее среди мировых торговых партнеров России Польша входит в первую десятку, а среди партнеров из Европейского Союза находится на пятом месте. Отличное качество, конкурентоспособные цены, непосредственная близость к границам Таможенного союза, позволяющая максимально сократить время доставки и сохранить свежесть продуктов, – все это делает Польшу очень интересным партнером для российского бизнеса.
Польские замороженные продукты помнят еще с советских времен, да и сегодня 60 % замороженных овощей и фруктов привозятся из Польши. Однако на этом рынке существуют еще неиспользованные ниши. Например, в России не имеет законодателной базы модное сегодня направление «экопродуктов». Польша же сумела поставить себе в плюс «традиционное» сельское хозяйство, где используется минимальное количество химикатов, а продукция производится здоровой, полезной и экологической. По сравнению с крупными хозяйствами Западной Европы польские сельские хозяйства занимают выгодное положение в обслуживании тех, кто стре­мится приобретать натуральную традиционную продукцию. И ее рейтинг среди европейских потребителей растет.
«Сегодня мы наблюдаем тенденцию ухода от фастфуда, – рассказал журналу «Изготовлено в Польше» министр сельского хозяйства Польши Марек Савицкий. – Потребители ищут традиционные натуральные продукты, которые являются безопасными и не содержат искусственных добавок и консервантов». Многие эксперты отмечают развитие рынка высококачественной экологической продукции. По мнению президента Агент­ства сельскохозяйственного рынка (ARR) Владислава Лукасика, европейские потребители предпочитают высококачественную продукцию, даже если она немного дороже, но произведена естественным путем с использованием традиционных методов. «Сохранение традиционных форм ве­дения хозяйства позволяет полякам предлагать продукцию, ко­торую ищут современные потребители. Можно сказать, что мы являемся современными приверженцами традиций, для которых здоровье и вкус ценнее всего», – считает эксперт.
Не исключено, что в ближайшей перспективе российские программы социальной поддержки и увеличение доходов населения приведут к росту потребительского спроса, в том числе на импортные и экологически чистые товары. А с учетом того, что российский агропромышленный комплекс и вся экономика взяли курс на инновации и современные технологии, перед экспортерами, производителями и инвесторами открылись огромные возможности для совместной работы. Безусловно, Россия – требовательный импортер, но эти требования вполне можно удовлетворить. 
Первый контакт с Польшей можно получить на выставках – таких как московские World Food, «Прод­Экспо» и «Золотая осень» или питерский PeterFood, в которых охотно участвует польская сторона, а также в отделе содействия торговле и инвестициям посольства Польши в РФ (www.moskwa.trade.gov.pl). 
 
Редакция журнала благодарит г-жу Анну Мадей и г-на Петра Масайло, сотрудников Отдела содействия торговле и инвестициям Посольства Республики Польша в Москве, за помощь в разработке рубрики «Маркетинг края» moscow@trade.gov.pl
 
 

Экспорт молочной продукции

Основными экспортными молочными товарами Польши являются сыр и сливочный сыр, которых только в 2008 году за границей было продано 153 тысячи тонн. Сычужные и зрелые сыры Польши популярны в Германии и Чехии. 
Примерно 80 % экспорта польских молочных товаров идет в страны Евросоюза. Россия также является важным экспортным рынком. Польская молочная продукция, как и мясная, завоевала популярность благодаря своему «натуральному» имиджу и выгодным ценам. 
 

Экспорт мясной продукции

Мясо является самым популярным польским экспортным продуктом. Польша не использует генетически модифицированные организмы, что способствует созданию «натурального» имиджа для мясной продукции. Польские свинина, телятина и говядина являются самыми хорошо продаваемыми за границей мясными продуктами. В ближайшие годы Польша планирует повысить объемы инвестиций в производство мяса и увеличить его продажи за границей. 
Польша также успешно экспортирует мясо птицы. Польское гусиное мясо доминирует на рынке Германии. Мясо птицы также имеет успех на азиатских рынках. В этом году власти Китая утвердили импорт некоторых видов мясной продукции Польши. 
 

Экспорт фруктов и овощей

Польша является важным производителем свежих фруктов и овощей, а также их пресервов, таких как концентриро­ванный сок и соленые огурцы. Крупнейшим потребителем не только свежих, но и переработанных и замороженных фруктов и овощей является Россия, хотя польские пресервы неплохо продаются и в ЕС.