Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

Итоги «гречневого кризиса» для сегмента варочных пакетиков

РынокРынок

Весь предыдущий год к полке с крупой было приковано пристальное внимание и конечных потребителей и самих владельцев этих «полок», и производителей, и СМИ. Сейчас, когда год спустя ситуация выровнялась, попытаемся подвести итоги и оценить, как кризис повлиял на потребление круп и объемы продаж в магазинах. Рынок круп очень обширен, поэтому в рамках данного обзора остановимся на крупах в варочных пакетиках

Ольга Сальникова

Лидеры на полке

Рынок круп в варочных пакетиках, по оценке экспертов отрасли, в силу удобства в потреблении и соответствия динамичному образу жизни является очень перспективным направлением. В первом полугодии 2011 года физическая емкость рынка круп в варочных пакетиках сократилась на 4,6 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это при том, что собранный урожай покрыл потребность в крупе всего на 55-60 %. 
Отечественный рынок круп в варочных пакетиках представлен десятком основных федеральных игроков. По данным исследовательской компании ROMIR, лидирующие позиции в этом сегменте занимает торговая марка «Увелка», на долю которой приходится 50 % всего объема рынка. Остальную половину рынка делят между собой еще девять производителей. Причем компания, идущая на втором месте,  контролирует только 13 %. 
По оценкам экспертов, производители круп в варочных пакетиках с достоинством пережили сложный для них год, поскольку в продвижении своих продуктов использовали нужные для рынка инструменты и аргументы - качество крупы, доверие к бренду конечных потребителей, конкурентоспособность. «Практически на любом рынке, будь то молоко, макароны, крупы или другие продукты, достаточно конкурентов, поэтому игроки для удержания и наращивания своей доли должны использовать весомые аргументы для товаропроводящей сети. Одним из таких аргументов может служить лояльность покупателей к торговой марке», – считает генеральный директор компании «Дымшиц и партнеры» Михаил Дымшиц. 
Исследование лояльности покупателей к брендам в различных товарных группах, которое провела компания «Дымшиц и партнеры», показало, что на российском рынке максимальный уровень лояльности к одному бренду имеет кефир (40 %), далее следует гречневая крупа (20 %). Остальные товарные группы, включая макароны, молоко, муку и другие продукты, имеют меньший уровень приверженности к одному бренду. Как рассказал Михаил Дымшиц, если на полке присутствует лидер категории, то, учитывая достаточный уровень приверженности к брендам в крупах, можно практически обеспечить высокий оборот полки. 
 

Остаться лидером

В начале «гречневого кризиса» стало ясно, что сохранить лидирующие позиции на рынке сможет та компания, которая сумеет создать нужный запас сырья, при этом не уронить качество продукции и качество работы с товаропроводящей сетью. Так, например, крупяная компания «Увелка» решила эту задачу за счет постоянного присутствия продукции и качества поставок. «Мы смогли расширить дистрибуцию, и за счет этого расширить ас­сор­ти­мент­ный ряд и несомненно, в этом нам помогла востребованность продукции конечным потребителем», – рассказал директор «Увелки» Владимир Зяблин. 
Как показывают исследования, именно эти факторы являются определяющими при выборе поставщика. Так, компания Real Work Management в конце 2010 года провела опрос среди закупщиков, чтобы выявить основные критерии выбора, которыми  они руководствуются. Таковыми, как рассказал генеральный директор компании Петр Офицеров, являются высокооборачиваемый товар, качество и своевременность поставок. «Остальные факторы, такие как маркетинговый бюджет или конкурентная цена имеет меньший вес, чем первые два пункта», - рассказал эксперт. По его словам, компании-производители и компании-дистрибьюторы, которые могут предоставить такие условия, имеют лучшие позиции на рынке, поскольку их продукция постоянно востребована и приносит достаточный доход.
Впрочем, в текущем году ситуация на зерновом рынке не заставит производителей проходить испытания на прочность. Прогнозы по сбору зерна весьма благоприятны. Ожидается, что урожай гречихи на 157 % превысит прошлогодний и достигнет 850 тысяч тонн. Этого объема вполне достаточно, чтобы покрыть потребности страны в крупе. Что касается позиций игроков на рынке, то любые выводы о лидерах и аутсайдерах сейчас будут преждевременны. Слишком много факторов может повлиять на расклад сил. В конце-концов, даже в аномально засушливое прошлогоднее лето не все компании понесли потери. Некоторые даже тогда сумели увидеть возможности для развития.