Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

Проблема фальсификата

В фокусеВ фокусе

Оборот нелегального алкоголя на российском рынке

Компромисс: В России борьба с контрафактным спиртным всегда вызывала ожесточенную полемику между властью и частными предпринимателями, поскольку зачастую используемые методы значительно ущемляют интересы бизнеса. При этом обе стороны согласны объединить усилия для уменьшения, а в идеале и полного устранения поддельной продукции с прилавков магазинов

Степан Анисимов

С каждым годом наиболее острым вопросом в области государственного регулирования алкогольной продукции становится проблема фальсификата в оптовой и розничной торговле. Существует множество факторов, так или иначе приводящих к усилению борьбы с контрафактным спиртным. Пожалуй, самым непоправимым ущербом от поддельного алкоголя является вред, причиняемый здоровью человека. Люди, употребляющие некачественный алкоголь, могут получить серьезные отравления. Мало того, что любая подделка наносит ущерб здоровью человека, так ведь существует еще и вероятность летального исхода. Другим фактором выступает колоссальный финансовый урон государству за счет теневого фальсификационного бизнеса. 

Как и в любом незаконном бизнесе, важным компонентом в неучтенном обороте алкогольной продукции является коррупционная составляющая. Однако нелегальное спиртное не всегда является суррогатом, опасным для здоровья. Более того, по статистике на рынках можно встретить только 5 % продукции, которая грубо нарушает все требования, предъявляемые к ее качеству. Остальное подавляющее большинство контрафакта – 
это обычный алкоголь, который ничем не отличается от любого другого, только обходится он торговцам розничной сети намного дешевле, нежели учтенный товар. 
 

I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН

С 1 января 2011 года вступил в силу неоднозначный приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование), суть которого сводится к установлению минимальной цены на крепкие напитки. В идеале нововведение должно было защищать от «самопала» и обеспечить страну только качественной продукцией. Однако это лишь позволило недобросовестным продавцам сбывать контрафактный товар по цене не менее 98 рублей за бутылку объемом 0,5 л. 
Общий смысл поправок сводится к тому, что за ближайшие два года цены на алкоголь значительно возрастут за счет увеличения стоимости акцизов. Для крепких спиртных напитков подорожание прописано на 10 %, а для слабоалкогольных (с процентным содержанием спирта, не превосходящим 9 %) планируется повышение стоимости на 30 %. Относительно вин ситуация складывается также не лучшим образом – на импортный товар прогнозируется рост цен в пределах 10-30 %. Дополнительным стимулом к реализации такой продукции является тот факт, что граждане довольно редко обращаются с жалобами о приобретении некачественного алкоголя в соответствующие государственные органы.
На сегодняшний день большая часть продаваемой водки стоимостью до 115 руб. за бутылку объемом 0,5 л является контрафактной. За первое полугодие 2011 года продажи учтенной водки снизились практически на 15 %. В таких условиях фальсификат будет только пользоваться повышенным спросом среди розничных торговцев, поскольку наблюдается тенденция к сокращению ассортимента продукции, производимой легально. Также уменьшается число производителей и импортеров, что совершенно негативно скажется на потребительской способности. 
Сложная алкогольная реформа за полгода 2011 года больших результатов по борьбе с алкоголизацией населения не принесла. Изначально предполагалось, что акцизное нововведение предотвратит попадание самопального спиртного в розничную продажу или, по крайней мере, сократит долю подделок на отечественном рынке. Как предполагают многие аналитики, в числе которых директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиза, в результате намеченного плана по борьбе с нелегальным оборотом алкогольной продукции пострадают в первую очередь российские производители крепких напитков. Эксперт считает, что около 50 % рынка займут крупные производители, имеющие отношение к «Росспиртпрому». Еще не менее 30 % сегмента отойдут к компаниям, участвующим в государственной партнерской программе, которая, так или иначе, удовлетворяет интересы федеральных властей. И лишь оставшиеся 20 % будут принадлежать региональным производителям водки. В условиях столь насильственного уничтожения конкуренции торговля поддельной продукцией должна снизиться до минимума. Однако без присутствия на рынке в должном объеме напитков региональных производителей велика вероятность общего снижения покупательской способности населения. Кроме монополии на производство ликероводочной продукции, ожидается и значительное повышение цен на товар данной категории.
Программа предполагает значительное увеличение минимальной стоимости водки в ближайшие несколько лет. Это означает, что в селах и городах с малой численностью водка по цене в 130 руб. просто не будет пользоваться спросом. В таких условиях продажи качественной продукции значительно упадут. По предположению экспертов, уже к 2014 году легальный оборот крепких спиртных напитков, по большей части водки, вплотную приблизится к показателю в 30 %. Оставшиеся 70 % рынка розницы займет теневой сектор. Причем это касается не только отдельно взятых субъектов федерации, но и всей страны в целом. 
 

II. РЕЗУЛЬТАТЫ БОРЬБЫ

С каждым годом в России на борьбу с нелегальным алкоголем тратится огромное количество ресурсов. Однако, как мы увидели, повышение цены на спиртное не приводит к требуемым результатам. У большинства граждан нашей страны сложилось устойчивое мнение, что дешевый алкоголь всегда будет низкого качества и в большинстве случаев это обычная подделка. При такой реакции населения никакие повышения цен не помогут, ведь бутылка спиртного по минимальной цене в любом случае будет вызывать подозрения. 
Как указывает Росстат, около 60 % всего крепкого алкоголя, реализуемого торговыми сетями, по тем или иным причинам относится к фальсификату. По данным того же ведомства, от продажи нелегальных спиртных напитков государство ежегодно теряет около 40 млрд руб., причем эта цифра практически не меняется в течение нескольких лет. Эти факты позволяют заподозрить заводы по производству ликероводочной продукции в сбыте неучтенной продукции, что отчасти является правдой. На крупном рынке мелкие поставщики просто исчезают при незначительном увеличении стоимости акцизов, зато гиганты этого производства могут позволить себе легкую прибыль за счет сбыта алкоголя, не облагаемого налогами. Только все крупные игроки в той или иной степени подчиняются ОАО «Росспиртпром». Теневой рынок действует по своим правилам и законам. Но какой путь проходит такая продукция, перед тем как попасть в руки потребителю?
Производство фальсификата чаще всего происходит на тех же заводах, на которых производится легальный товар. Львиная доля спирта приходит в Россию из Кавказа. Самыми активными производителями неучтенного алкоголя в РФ считаются Северная Осетия и Кабардино-Балкария. Их заводы, наряду с полностью законными напитками, производят до 30 % поддельных. Там такое производство поставлено на поток. Самой главной составляющей в производстве и продаже нелегального спиртного является коррупция. Отчитываясь перед журналистами, начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Денис Сугробов сообщил о закрытии за один весенний месяц 71 подпольного цеха по производству и разлитию алкогольной продукции. Все они были отнюдь не маленькими организациями, производящими небольшое количество «серого» алкоголя для ограниченных рынков. Это были крупные предприятия, производящие спиртосодержащую продукцию в промышленных масштабах и поставляющие ее в различные средние и крупные торговые заведения – от магазинов до известных сетевых супермаркетов. Продукция реализовывалась владельцам торговых площадок без каких-то нарушений с технической точки зрения.
Контролировать рынок неучтенного алкоголя была призвана Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). Если дело касается оптовой продажи, то здесь вроде бы все ясно – сколько специальных марок было отпечатано, столько продукции и должно быть реализовано. Но розничные торговые сети практически не поддаются контролю. Продавец в магазине, реализуя контрафактную продукцию, не совершает преступления с точки зрения закона: в обязанности розничных сетей не входит проверка каждого отдельно взятого товара из всей партии. Кроме того, фальсифицированный алкоголь в большинстве случаев является полностью легальным по сопровождающим документам. Для того чтобы законным путем доставить на прилавки магазинов подделку, чаще всего используется простейшая схема регистрации фирмы-однодневки. Таким способом все криминальные структуры реализуют розничным сетям «левый» алкоголь, приобретенный за мизерную цену на вполне законных ликероводочных заводах. 
 

III. УЖЕСТОЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Кроме повышения цен на акцизы, государство активно использует и другие методы регулирования рынка спиртосодержащей продукции. Ужесточение ответственности розничных сетей в принципе способно повлиять на сознание торговцев, реализующих подделку. Почему-то считается, что качество продаваемого алкоголя возрастет во много раз за счет повышения его цены. Самопальный алкоголь всегда был на прилавках магазинов. Другое дело, что под словом «фальсификат» подразумевается не суррогатный напиток, который может угрожать здоровью и жизни потребителя. 
Под контрафактной продукцией понимается алкоголь, продажа которого происходит с теми или иными нарушениями. Как правило, к последним относится уклонение от уплаты налогов и несоответствие акцизных марок товара тем сведениям, которые занесены в ЕГАИС. В качестве примера можно привести случай, произошедший в Челябинске. Там был подан иск на ООО «Торговый дом «Кристалл» за то, что в одном из магазинов этой компании был обнаружен явный контрафакт, продукция имела поддельные марки, не соответствующие данным ЕГАИС. Сегодня самый популярный способ борьбы с розничной сетью, реализующей фальсификат, – это лишение лицензии. В соответствии со статьей 26 федерального закона госрегулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции реализация поддельного алкоголя является основанием для аннулирования лицензии. 
По сведениям Росалкогольрегулирования в 2009 году официально обнаруженных организаций, которые были лишены лицензий, было 75, а в 2010-м число подобных компаний возросло до 605. В то время, пока ожидается решение суда, весь изъятый товар, относящийся к разделу фальсификата, с большой долей вероятности будет с легкостью реализован третьими лицами, при этом вся прибыль от продажи уйдет напрямую государству или в карман заинтересованных лиц. Неуплаченные акцизы и поддельные марки могут принести существенный урон предпринимателям. Однако возможный доход от реализации подобного контрафактного алкоголя во много раз превышает всякие штрафные санкции.
Только вот не всегда жесткие и решительные меры дают желаемый результат. В конце лета Комитет производителей алкогольной продукции (КПАК) выразил свое недовольство по поводу готовящихся поправок в закон, написав письмо президенту Дмитрию Медведеву. В новой редакции закон об обороте алкогольной продукции регламентирует процедуру лишения лицензии без судебных разбирательств. С одной стороны, владелец торговой точки, который был пойман за сбыт неучтенного товара, может мгновенно понести серьезное наказание, а именно – лишиться лицензии на розничную продажу алкоголя. Но, с другой стороны, вся власть над частными предпринимателями фактически оказывается в руках одного чиновника, что, безусловно, грозит злоупотреблением полномочиями последнего. Поправки не квалифицируют четкие требования, по которым можно лишать продавца лицензии. Также новыми дополнениями планируется разрешить внеплановые проверки точек реализации спиртных напитков. 
Главные опасения КПАК касаются того, что крупные розничные сети, торгующие полностью на законных основаниях легальным алкоголем, благодаря халатности региональных чиновников приравниваются в правах к мелкой рознице, реализующей спиртное без уплаты акцизов. Таким образом, запретительные меры, по сути, не борются с производителями и сбытчиками нелегальной продукции на рынке алкоголя, а лишь ухудшают общие показатели торговли. Поскольку тем, кто остается в тени, выгодны все изменения, произошедшие в законе об обороте алкогольной продукции, они всеми способами стараются внедрить эти механизмы. Без коррупционной составляющей такие законы и поправки к ним никогда бы даже не рассматривались. 
Для того чтобы нелегальный сектор спиртных напитков вышел на легальную розницу, не нужно повышать стоимость акцизов, так как это только вредит законопослушным ликероводочным заводам и мелкой рознице. Также необдуманные запретительные меры приводят к совершенно непредсказуемым результатам: благодаря коррупции рынок фальсификата уравнивается в правах с рынком качественного алкоголя. Информационная работа с населением в виде различных предупреждений об опасности дешевого спиртного не может иметь положительного результата в то время, когда низкий уровень жизни в отдельных регионах диктует свой спрос и свои предложения на алкогольную продукцию.
Несмотря на то, что по многим показателям каждая отдельно взятая мера по борьбе с контрафактом не приносит ощутимых результатов, в совокупности все государственные способы все же смогли снизить уровень фальсифицированного спиртного на рынках розничной торговли. Тем, кто способствует развитию и поддержанию нелегального алкогольного бизнеса, уже сегодня становится все тяжелее пробиваться сквозь различные федеральные нововведения в области регулирования алкогольной продукции. Вопрос по полному исключению подделки из розничной торговли будет оставаться открытым до тех пор, пока государство и предприниматели не смогут найти наиболее грамотный с юридической точки зрения способ противостояния теневой индустрии.