Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

Безупречный вкус

ПрактикаПрактика

Функциональная продукция в рамках глобального тренда современности

Концептуальность: Философия стиля wellness, затронувшего практически все сферы мировой индустрии, пытается опровергнуть на практике народную мудрость о том, что здоровье не купишь. Созданию сегодняшнего образа успешной и процветающей во всех отношениях личности совсем не противоречит возможность приобретать дорогие продукты самого высокого качества, непосредственно влияющие на самочувствие и внешний вид

Динара УМБЕТЕЕВА

ЭПОХА WELLNESS

Все возрастающая популярность здорового образа жизни сделала некогда исключительно мировоззренческое понятие wellness («хорошее самочувствие + благосостояние») при 
быльным и успешным сектором современной экономики. По принципам индустрии данного направления сейчас работают косметическая и парфюмерная промышленность, фармацевтическая отрасль, текстильное производство, сфера услуг, не остается в стороне и продовольственный рынок. Мировой товарооборот функциональной продукции ежегодно составляет более 500 миллиардов долларов. Этот показатель не снижался даже в период международных финансовых катаклизмов, сделав стиль настоящим глобальным трендом современности. 
 
НА КОГО РАБОТАЕТ ТРЕНД
В настоящий момент индустрия wellness прочно обосновалась на первых позициях в среде прогрессивных и заботящихся о своем будущем людей, изменив устойчивое в былые времена мнение, что ведущую роль в успешной карьере личности играет материальное положение и социальный статус в общественных кругах. Теперь на достижение профессиональных и жизненных вершин, успеха и всеобщего признания большей частью влияет имидж красивого, ухоженного и физически здорового человека. Сегодня очень престижно быть спортивным, подтянутым и привлекательным. 
Стройность и гармоничное развитие – новый признак удачливости и благополучия в социуме. Полнота, избыточный вес безмолвно свидетельствуют о финансовых и психологических трудностях их обладателя, не говоря уже о здоровье, потому как ожирение – весомый аргумент в пользу того, что человек лишен возможности качественно и сбалансированно питаться. Его удел – это фастфуд и другая пища быстрого приготовления с избыточным количеством лишних калорий и некачественными, замещающими натуральные ингредиенты, продуктами. Чтобы избежать такой несчастливой участи, многие решительно готовы тратить большие денежные суммы. Ценовой вопрос становится не главным критерием выбора, а лишь необходимым атрибутом сделки и индикатором качества. На подсознательном уровне каждый индивидуум полагает, что высокая стоимость – верный признак надежности и добротности товара. Для борьбы с процессами старения все средства хороши, и чем больших материальных вложений они требуют, тем быстрее блекнет призрак увядания в глазах потенциального покупателя, на длительный срок изгладившись из его памяти.
 
WELLNESS И ПИТАНИЕ
Промышленная отрасль одной из первых подхватила волну «велнессизации» общества. Основываясь на фундаментальных положениях этой концепции, сфера продовольствия в корне изменила представления людей о питании. Ранее считалось, что есть необходимо исключительно для того, чтобы жить. По этому принципу стала работать индустрия фастфуда, производя огромное количество еды, доступной абсолютно каждому и способной быстро удовлетворить биологические потребности клиента.
Напряженный и очень динамичный ритм жизни современного человека, постоянная необходимость быть мобильным, дефицит времени на самостоятельное приготовление пищи и полноценное питание привели к глобальной популяризации фастфуда, полуфабрикатов и газированных напитков. Примером этому может служить широко известная сеть ресторанов и ларьков Kentucky Fried Chicken, которая менее чем за полвека разрослась по всему миру. Только в России на сегодняшний день работает около 170 ресторанов под маркой KFC. Однако последствия таких перекусов на бегу для общества стали катастрофическими: каждый третий стал страдать от избыточного веса и вызванных этим состоянием осложнений. 
Более того, ожирение привело не только к ухудшению самочувствия –
оно лишило тучных людей возможности быть успешными. Им сложнее устраиваться на работу, т.к. не все профессии им по плечу, у полных чаще возникают проблемы в личной жизни, человеку с десятками лишних килограммов очень трудно быть динамичным. В определенный момент до социума дошла мысль, что именно здоровье является определяющим фактором их работоспособности и, следовательно, именно психосоматическое благополучие напрямую коррелирует с достатком и уровнем жизни каждого отдельно взятого индивидуума. Этот принцип стал основополагающим в концепции wellness. Для пищевой отрасли открылись новые направления с акцентом не на объемы потребляемой продукции и ее быстрое приготовление, а на качество товара и натуральность ингредиентов.
Даже кондитерские предприятия стали уделять здоровью своей целевой аудитории больше внимания. Многие компании озабочены улучшением технологических характеристик цехов, а также совершенствованием процесса производства собственной продукции. Конечно, с одной стороны, это увеличивает затраты на изготовление того или иного товара, повышая его себестоимость, однако с другой, подобная тенденция в маркетинговой политике в глазах потребителей делает авторитет бренда
незыблемым. 
Например, компания с мировым именем Nestle совсем недавно изменила стратегию выпуска шоколадного батончика KitKat, который в последнее время стал терять былую популярность среди населения. Несколько лет назад лакомство представляло собой смесь наполнителей сомнительного качества и имело странный, не всегда понятный и приятный потребителю вкус. Многие люди, которые стали вести здоровый образ жизни в соответствии с философией wellness, резко ограничили употребление кондитерских изделий, а шоколадную и сладкую мучную продукцию без естественных компонентов вообще вычеркнули из ежедневного рациона. Продажи и без того непопулярного шоколадного батончика сократились настолько, что, казалось, KitKat навсегда покинет рынок, особенно если учитывать постоянные жалобы оптовых покупателей и конечных потребителей на обесценившийся продукт. Однако компания решила рискнуть и не прогадала. Она резко изменила тактику производства, сделав шоколадный батончик практически полностью натуральным. Сейчас уровень какао в KitKat составляет 70 %, что резко повысило его репутацию в глазах поклонников. Причем вопрос цены стал волновать покупателя гораздо меньше –
куда серьезней его интересуют полезные свойства и качество товара. 
Уверенность населения в том, что натуральный черный шоколад является идеальным средством от стресса и продлевает молодость, т.к. в нем содержится большое количество антиоксидантных веществ, также увеличила спрос общества, особенно его женской половины, именно на данный вид продукции. Белый и молочный шоколад, который помимо большого количества калорий ничего потребителю предложить не может, сейчас в «немилости» у последователей wellness. 
 
НАПИТКИ В СТИЛЕ WELLNESS
Именно концепция wellness стала причиной широкого распространения такого понятия, как «функциональная продукция». Она подразумевает общие свойства продуктов потребления современного социума, гарантирующие здоровье, безупречный вкус, хорошее самочувствие и максимальное удобство. Подобные продовольственные товары обеспечивают организм любого человека не только необходимой ему энергией, но и всеми незаменимыми нутриентами. Именно последнее качество полезной пищи помогает снижать риск развития многих заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ и питанием, а также улучшать состояние тела за счет физиологически действенных ингредиентов. 
Все это касается и функциональных напитков, которые сегодня прочно вошли в нашу жизнь. Еще совсем недавно в обществе, особенно постсоветского пространства, считалось просто смешным покупать питьевую воду. Зачем тратить деньги на то, чего и так в достатке у каждого? Стоит только открыть водопроводный кран – и voila! Однако наступила эра wellness, и представления человека о напитках кардинально изменились. Теперь, напротив, пить жидкость «из-под крана» считается дурным тоном, потому что так поступают лишь социально неблагополучные слои населения, которые не могут себе позволить ежедневно покупать ее чистый и полезный аналог в магазине. Любая процветающая фирма или же простое госучреждение держит в своих стенах не фонтанчики для питья, как это было принято несколько лет назад, а удобные кулеры или стойки для бутилированной воды с одноразовыми стаканчиками. По данным статистики в мире ежегодно продается более ста миллиардов литров такой воды, тогда как на долю каждого россиянина пока приходится в среднем 20 литров в год. 
К категории функциональных относятся также соки, чай, газировка и энергетики. Особой популярностью среди населения пользуются так называемые АСЕ-напитки, обогащенные комплексом витаминов А, Е, С, т.е. мощнейшим антиоксидантным составом. Их родиной считается Германия, которая впервые предложила своим потребителям витаминизированные продукты. В 1994 году на базе молочной компании Muller был выпущен первый АСЕ-напиток. Широкому распространению подобная продукция обязана тем, что, помимо отличного вкусового звучания, она обладает большим функциональным эффектом. Тот факт, что витамины полезны для здоровья, известен практически каждому. Такие напитки можно употреблять в неограниченном количестве и в любое время суток. Идеальная формула успеха. Об этом свидетельствуют и многочисленные маркетинговые исследования. На российском рынке примером «здоровой» продукции в этой области могут служить нектары и соки «Тонус Active+»(ОАО «Лебедянский»), Rich (ЗАО «Мултон»), сокосодержащий напиток «Маргарита» (ПК «Мастер»).
Одним из наиболее перспективных направлений становится изготовление напитков, которые обогащены растворенными в них пищевыми волокнами. Эти волокна представляют собой пребиотики, которые нормализуют флору кишечника и оказывают положительный эффект на организм в целом. Данная группа представлена в основном кисломолочной продукцией. Для отечественного рынка подобный фронт весьма перспективен, т.к. молочная промышленность в России остается одной из ведущих областей в производстве инновационных функциональных продуктов. Молоко всегда ассоциируется у населения с чем-то полезным и исключительно здоровым. Примерами товаров нового поколения служат кефир Bio Max, содержащий комплекс из инсулина и пектина, а также Actimel, в состав которого входят пробиотик из лактобактерий и пребиотики. Такая продукция не только улучшает пищеварение, но и укрепляет иммунную систему и защищает организм от инфекций. 
Примеров функциональных напитков и продуктов питания великое множество. Благодаря концепции wellness их с каждым годом становится все больше и больше, ведь потребителям необходима не просто еда –
им нужны ее вкусовые качества, полезность, удобство в применении и некая инновационная нотка.
 
НА СТРАЖЕ УСПЕХА
Wellness заботится о здоровье и гармоничном развитии общества, поэтому любой субъект, систематически пользующийся благами этой индустриальной ниши, вполне способен добиться больших жизненных успехов. Примером тому может служить огромная плеяда знаменитостей, имена которых у каждого на слуху. Среди них нет ни одной личности, которая наплевательски относилась бы к собственной внешности и здоровью. Большинство из них – стройные, спортивные, ухоженные, пышущие здоровьем и молодостью люди. А ведь многим уже давно за тридцать! Но красота и отличная форма для них – это также средство для реализации жизненных целей, поэтому «звезды» активно инвестируют свои финансы в собственную внешность и здоровье. 
Все, начиная от простой зубной щетки, йогурта или стельки для обуви и заканчивая личным персональным компьютером, соком или ортопедическим матрасом, действует в рамках формулы «хорошее самочувствие + благосостояние». В жизни общества начала XXI века превалируют два ведущих типа индустрии: стиль wellness и направление hi-tech, причем последнее активно функционирует на благо первого типа индустрии. Как будет развиваться мировая экономика, покажет время, однако можно предположить, что если в будущем не произойдет существенных потрясений, глобализация тренда wellness и дальше станет наращивать темпы роста. При наличии спроса на здоровье предложения никогда не заставят себя долго ждать.