Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

Ориентация на инвестора

ТехнологииТехнологии

Особенности инвестиционных процессов в пищевой отрасли

АЛЬТЕРНАТИВА: Каждая компания рано или поздно сталкивается с проблемой нехватки собственного капитала для дальнейшего развития. Это вынуждает менеджмент привлекать внешние инвестиции, которые должны стать катализатором развития и фактором устойчивого роста рыночной стоимости в будущем

Елена ДЕРЕВЛЕВА

 

Каждая отрасль промышленности имеет свои характерные черты, которые накладывают отпечаток на инвестиционные процессы. Для российской пищевой отрасли характерны огромная потенциальная емкость внутреннего рынка, высокая инвестиционная привлекательность компаний-операторов, умеренные конъюнктурные риски и быстрая окупаемость вложений. Все это делает пищевую отрасль лакомым кусочком для инвесторов. В этой статье мы попробуем разобраться, каковы основные особенности инвестиционных процессов в отрасли, какие изменения происходят в формах инвестирования сейчас и каковы прогнозы относительно будущих инвестиций в сектор.

 

СПЕЦИФИКА ИНВЕСТИРОВАНИЯ

Пищевая промышленность в России представляет собой достаточно мощный и разветвленный сектор экономики, включающий в себя порядка 30 подотраслей и объединяющий более 52 тысяч предприятий (по данным 2011 года). При этом отечественный пищевой сектор обладает определенными особенностями, которые делают его привлекательным для инвестирования. В первую очередь, инвесторов прельщает высокая потенциальная емкость продовольственного рынка – одного из ведущих в Европе. Причем отечественный продовольственный рынок демонстрирует достаточно динамичное развитие. Так, по итогам 2011 года оборот организаций, задействованных в производстве пищевых продуктов, увеличился на 10,5 % и составил 3578,7 миллиарда рублей. На фоне стагнирующих европейских рынков все это делает его еще более привлекательным для инвестиций.

Вторая особенность инвестицион-ных процессов в пищевом секторе – это высокая оборачиваемость капитала и относительно короткий инвестиционный цикл. Даже на фоне несколько меньшей рентабельности (например, в сравнении с более технологичными секторами) это создает возможности для быстрой окупаемости вложений – инвестор имеет возможность вернуть вложенные средства буквально в течение двух-трех лет. Кроме того, инвестиции в продовольственный сектор в значительно меньшей мере подвержены конъюнктурным рискам (в отличие, скажем, от инвестиций в металлургию или химическую промышленность), что также создает дополнительные гарантии надежности для инвесторов и делает пищевую промышленность привлекательной для вложений. В частности, для иностранных инвесторов. Статистика прямых иностранных инвестиций в Россию на протяжении трех посткризисных лет (2009-2011 годы) указывает на то, что большая часть из них (54 %) была направлена в растущий производственный сектор. Из отраслей, наиболее привлекательных для инвестирования, первые два места с уверенным отрывом заняли автомобильная и пищевая промышленность.

 

МОДЕЛИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

Сейчас достаточно очевидно, что никакая компания не сможет успешно развиваться на рынке исключительно за счет собственных ресурсов, а потому непременно возникнет вопрос о необходимости привлечения инвестиций. Можно выделить две принципиально отличные модели привлечения инвестиций, выбор которых непосредственно сказывается на стратегических позициях компании.

Первая – это ориентация на привлечение прямых инвестиций путем  продажи существенных (в некоторых случаях – контрольных) пакетов акций стратегическим инвесторам.

Вторая – это привлечение средств портфельных инвесторов, путем размещения относительно небольших акционерных пакетов на финансовых площадках.

Изначально развитие инвестиционной деятельности происходило по первому сценарию, и большинство стратегических инвесторов, в качестве которых выступили иностранные компании, пришло на российский рынок именно таким путем. Еще во второй половине 90-х – на рубеже 2000-х годов многие, когда-то ведущие предприятия отрасли, испытывали существенные трудности: с состоянием производственной базы, с финансовыми ресурсами, качеством продукции. В большинстве случаев единственным выходом для них была продажа ста процентов своих акций западным инвесторам – именно так на отечественном рынке появились ведущие иностранные кондитеры, пивовары, производители соков, напитков, молочной продукции, овощных консервов.

Заметим, что с середины минувшего десятилетия стал набирать популярность такой способ привлечения инвестиций, как выход на мировые финансовые рынки путем проведения процедуры IPO. В сущности, IPO представляет собой публичное  размещение акций компании на мировых финансовых площадках. Впрочем, вопреки значительной привлекательности такой формы российские пищевики мало пользовались этим инструментом. Так, за период с 2005 года по третий квартал 2012 года российскими компаниями всего было осуществлено 107 публичных размещений своих акций на шести ведущих мировых площадках: Лондонской фондовой бирже, ММВБ, NASDAQ OMX, Deutsche Bоrse, Гонконгской фондовой бирже и NYSE. При этом на долю компаний из пищевой отрасли пришлось только восемь размещений (из них шесть – на ММВБ), что составляет всего 7,5 % от их общего числа. Так, в 2005 году IPO провели российские операторы ОАО «Лебедянский» и «Хлеб Алтая», в 2007 году – компании «Нутриинвестхолдинг», «Синергия» и Black Earth Farming; в 2010 году – компания «Русское море» и в 2011 году – «Русагро». В 2012 году компании российской пищевой промышленности капитал при помощи IPO не привлекали. 

Поэтому можно сказать, что активность российских пищевых компаний в IPO постепенно сходит на нет. Российский пищевой сектор слабо ориентирован на привлечение портфельных инвестиций, отдавая приоритет прямому инвестированию. Во многом это связано с современной структурой собственности в пищевой отрасли, где доминирует модель стратегических инвесторов. Как правило, большинство ведущих российских компаний (которые потенциально могут проводить процедуру IPO) уже находится в собственности международных корпораций. Те же, в свою очередь, отдают приоритет финансированию своих российских активов за счет собственных внутренних резервов, не прибегая к публичным размещениям. Мотивом для преимущественно внутреннего финансирования здесь является нежелание распылять контрольные пакеты, терять контроль или нести риски в случае покупки акций враждебно настроенными конкурентами.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ

Нынешний этап развития инвестиций в российскую пищевую отрасль характеризуется глобальным доминированием потоков иностранного капитала, основные из которых сформированы крупнейшими транснациональными корпорациями. Среди основных инвесторов в российский продовольственный сектор корпорации PepsiCo (молочный сектор и сектор производства соков и напитков), CocaCola (соки, напитки), Danone (производство молочной продукции), Carlsberg и Anheuser-BuschInBev (сектор производства пива), Unilever (производство кетчупов). Эти компании владеют наиболее популярными брендами продуктов питания в России, что позволяет им занимать ведущие позиции на отечественном рынке и доминировать в долгосрочной перспективе.

В среднем доля иностранных инвестиций в российской пищевой отрасли превышает 60 %. При этом она наиболее высока в таких секторах, как производство плодоовощной продукции (более 90 %), производство пива (более 80 %), производство замороженных овощей и фруктов (более 80 %) и производство соков (свыше 70%). Например, та же компания PepsiCo сейчас является ведущим производителем продуктов питания в России и одним из важнейших инвесторов в отрасли. Объем ее инвестиций в российский сектор производства продуктов питания составляет более девяти миллиардов долларов США, при этом в собственности компании находятся более сорока предприятий. Бренды компании занимают ведущие позиции на рынке молочной продукции, соков, напитков и минеральных вод.

Следует отметить, что инвестиционные стратегии международных  корпораций на российском рынке прошли определенный эволюционный путь, в ходе которого они претерпели существенные изменения. Так, на этапе вхождения на рынок международные инвесторы преимущественно осуществляли покупку контрольных (в некоторых случаях 100 %) пакетов акций потенциально мощных российских предприятий, испытывающих финансово-экономические трудности. Это позволяло иностранцам закрепиться на рынке и далее продолжать экспансию. Она, как правило, находила свое дальнейшее продолжение в постройке дополнительных производственных мощностей, а также в скупке привлекательных региональных активов.

Параллельно со становлением и развитием компаний с иностранным капиталом шел процесс формирования мощных российских компаний и групп, которые благодаря инвестициям также консолидировали в своих руках значительные активы и составляли до поры до времени достойную конкуренцию международным корпорациям. К их числу следует отнести группы «Вимм Билль Данн» и «Юнимилк», а также компании ОАО «Лебедянский», ЗАО «Балтимор-холдинг», ПК «Балтика». Определенный конкурентный паритет между компаниями с российским и иностранным капиталом в отечественной пищевой отрасли сохранялся вплоть до мирового финансово-экономического кризиса 2008 года. После этого инвестиционная ситуация в пищевой отрасли кардинально изменилась, в результате чего ее  захлестнула целая волна сделок M&A (слияния и поглощения), в ходе которых транснациональный капитал практически полностью поглотил ведущие российские компании в отрасли. Так, на протяжении 2008 года датская Carlsberg приобрела контрольный пакет акций ПК «Балтика», а 75,53 % акций ОАО «Лебедянский» перешли под контроль PepsiCo. В 2009 году корпорация Unilever купила 100 % акций ЗАО «Балтимор-холдинг», а в 2010 году произошло слияние компаний Danone и группы «Юнимилк» (путем создания совместного предприятия). Наконец, в 2011 году та же американская PepsiCo получила в свое распоряжение 66 % акций одной из мощнейших российских групп в пищевой отрасли – «Вимм Билль Данн». Указанные сделки фактически подвели черту под реализацией стратегии активной экспансии международных корпораций в российской пищевой отрасли.

Сейчас же в России наблюдается постепенное изменение векторов инвестирования международных компаний. Если ранее международные игроки были нацелены на широкую экспансию в России (что проявлялось как в скупке существующих производственных активов, так и в создании новых производственных или торговых структур), то сейчас их основная задача – улучшать качество и оптимизировать структуру своих инвестиционных активов. В качестве примера можно назвать корпорацию Danone – одного из ведущих игроков рынка цельномолочной продукции. Начав свой бизнес в России еще в 1992 году, компания планомерно развивала и наращивала свою производственную базу и сбытовую инфраструктуру.

После слияния с компанией «Юнимилк» и образования с ней совместного предприятия (в котором французской группе принадлежит 58 % акций) корпорация решила пересмотреть свою инвестиционную стратегию в России. На ближайшие 5-7 лет для российского рынка разработана инвестиционная программа, которая предполагает инвестирование в размере 700 миллионов долларов. При этом инвестиции будут направлены не на расширение активов, а на их качественное совершенствование: внедрение технологических инноваций и модернизацию 25 существующих в России заводов корпорации, улучшение производственной инфраструктуры, существенное повышение безопасности производственных процессов. В отношении производственных активов компания будет проводить тщательный анализ и в случае недостаточной эффективности или несоответствия стратегическим целям не исключает их возможную продажу.

Необходимость качественного улучшения инвестиций в российскую пищевую отрасль отмечается не только на уровне отдельных компаний, но и на государственном уровне. Так, инновационный вариант развития пищевой отрасли предполагает инвестирование в нее около 1150 миллиардов рублей, при этом большая часть инвестиций (55 %) будет направлена на технологическую модернизацию предприятий. Как результат инвестирования рассматривается увеличение до 2020 года объемов производства продуктов питания на 40 % по сравнению с 2011 годом, а также доведение коэффициента использования производственных мощностей до 85 %.

Подводя итог, отметим, что особенности российской пищевой отрасли обуславливают доминирование в ней модели прямых стратегических инвесторов. В качестве таковых выступают ведущие транснациональные  корпорации, которые осуществляют основной контроль над деятельностью наиболее мощных российских компаний и групп. При этом в ближайшем будущем следует ожидать изменения инвестиционных приоритетов ключевых инвесторов. Их инвестиции будут постепенно переориентированы с экспансии на качественный рост за счет вложений в продуктовые и технологические инновации, модернизацию производственной  базы и инфраструктуры, повышение качества продукции и усовершенствование всех производственных процессов.