Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

Продлить жизнь

ТехнологииТехнологии

Упаковка будущего позволит сберечь натуральность продуктов

НОВАЦИИ: Парадокс, но пугающая перспектива глобального продовольственного кризиса, который грозит населению Земли, не мешает нам каждый день выбрасывать огромное количество продуктов питания. Как сберечь то, что мы имеем? Один из очевидных шагов - создание упаковки нового поколения, позволяющей значительно увеличить срок хранения продукта, при этом не отравляя потребителя консервантами

Дарья ЦВЕТКОВА

 

В отчете Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, который был представлен в мае 2011 года в Дюссельдорфе, сказано, что ежегодно во всем мире выбрасывается около трети произведенных продуктов питания. Наибольшее количество «отходов» – это корнеплоды, овощи и фрукты (в среднем 2,3 миллиарда тонн в год, что примерно равно количеству мирового годового урожая зерновых). 

В Европе и США уничтожается около 100 килограммов продуктов на душу населения, в то время как в государствах Африки и Юго-Восточной Азии – до 10 килограммов. Интересен следующий факт: если в развивающихся странах наибольшее число потерь происходит на стадии сбора и обработки урожая, то в развитых – на уровне ритейлеров и потребителей. 

В то же время эксперты говорят о том, что человечество находится на пороге глобального продовольственного кризиса. В июле 2012 года мировые цены на продукты питания, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, выросли на 6 %, это самое заметное увеличение с ноября 2009 года.

Глобальный кризис – проблема не только экономическая, но и гуманитарная. По данным ООН, за последние 10 лет число людей, страдающих от голода, достигло 870 миллионов, из них 852 миллиона – граждане развивающихся стран. В некоторых государствах Африки на грани выживания находится до 70 % населения. 

В докладе ООН говорится: «В современном мире беспрецедентных технических и экономических возможностей мы считаем полностью неприемлемым тот факт, что более 100 миллионов детей в возрасте до пяти лет имеют недостаточный вес и поэтому не в состоянии полностью реализовать свой человеческий и социально-экономический потенциал, а также тот факт, что хроническое недоедание приводит к смерти более 2,5 миллиона детей ежегодно». 

Очевидно, что без принятия должных мер ситуация будет усугубляться, поскольку эксперты фиксируют рост населения планеты. По данным международных организаций, численность землян к 2050 году может достичь 9 миллиардов человек. Для того чтобы накормить такое количество людей, производство продуктов должно вырасти как минимум на 70 %. 

Говорят специалисты и об ограниченности таких важных ресурсов, как сельскохозяйственные площади, энергия и вода, об ухудшении экологической ситуации в мире. При этом начинать работу над изменением ситуации, по мнению исследователей, необходимо именно с развитых стран, где потери продовольствия наиболее велики. Речь идет не только об увеличении производства продуктов питания, но и о сохранении их на всем пути от поля до потребителя. Немаловажную роль в этом играют не только экономические меры, принятые правительствами разных государств, но и усилия производителей, в частности, в сфере усовершенствования традиционной упаковки продуктов питания и внедрения инноваций. 

 

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ

Речь идет в первую очередь о новых материалах, используемых для пищевой тары. Например, один из них – Buflex, состоящий из двух слоев. Внешний – это бумага под гравюру или флексопечать, внутренний – металлизированное покрытие с термослоем. Такое сочетание позволяет одновременно сохранять свежесть продуктов (например, кексов или печенья) благодаря способности удерживать влагу внутри упаковки и выделяться на фоне конкурирующих товаров привлекательным внешним видом. 

Инновационные технологии производства обертки для творога предполагают использование вакуумных барьерных пленок, наполненных инертными газами, а также состоящих из нескольких слоев различных полимеров, которые применяются для разных целей (в качестве барьера для пропускания кислорода, для защиты от проникновения грибков и так далее). Такая упаковка способна продлить срок хранения содержимого до 45 и более суток. 

Примером сочетания экологичности и барьерных характеристик является биоразлагаемая пленка NatureFlex производства английской компании Innovia Films. В настоящее время ее используют британские супермаркеты Sainsbury, Итальянский союз производителей органической продукции и фермеров и другие производственные и торговые организации. 

Еще одно направление усовершенствования тары – внедрение функции повторного открытия и закрытия, благодаря которому продукт способен дольше сохранять свежесть в условиях герметичности. В качестве примера можно привести многоразовую вакуумную упаковку flow-wrap от компании Amcor, которая получила специальный приз на выставке Interpack-2011. Она может быть использована в производстве разных продовольственных отраслей, но особенно целесообразна в кондитерской нише – для шоколадных конфет, батончиков, вафель. 

Все чаще применяется и групповая упаковка для отдельных порций продукта, которая обеспечивает не только удобство, но и длительное хранение, исключает любые повреждения каждой части. Так, например, французская компания Sidel разработала предложение DailyDose для напитков. Новинка представляет собой набор из нескольких небольших бутылок. Это замечательное решение для людей, которые регулярно употребляют, например, фруктовые соки или питьевые йогурты небольшими порциями.

Отдельно стоит упомянуть и о таре повышенной прочности, которая позволяет минимизировать потери во время транспортировки товара. Например, не так давно компания Geаmi выпустила упаковочный материал, изготовленный на основе крафт-бумаги. Он имеет пористую структуру, обладает повышенной гибкостью, поэтому может принимать любую форму, обеспечивая при этом сохранность содержимого в процессе транспортировки. Дополнительные плюсы разработки – экологичность, способность впитывать влагу и «дышать». 

Еще один пример инноваций в производстве упаковки – пищевая пленка ewrap от американской компании Newave Packaging. Главная ее особенность – отсутствие в составе поливинилхлорида, что позволяет долго хранить продукты, не опасаясь проникновения в пищу токсичных веществ. 

 

РАЗВИТИЕ АСЕПТИЧЕСКОЙ УПАКОВКИ

Одна из главных задач современных производителей – увеличение сроков  хранения фасованных товаров без дополнительного использования консервантов. Это связано с ростом востребованности продуктов с длительным сроком годности, поскольку покупателей, располагающих свободным временем для ежедневных походов в магазины, становится все меньше, но при этом потребители обращают все больше внимания на состав и качество того, что они едят. 

В определенной степени эта цель была достигнута благодаря использованию асептической упаковки, признанной Американским институтом пищевой промышленности одним из важнейших достижений в области переработки молока за последние 50 лет. Главное новшество данной технологии заключается в том, что сам продукт и его тара стерилизуются отдельно, разными способами, после чего заполняется и укупоривается в стерильных условиях. 

Благодаря применению этой технологии возможно длительное хранение пищевых товаров без использования охлаждающих систем и без потери потребительских свойств. В настоящее время асептическая упаковка используется в производстве не только молока и соков, но и детского питания, десертов, предназначенных для разогревания в СВЧ-печи продуктов, овощных паст, фруктовых пюре, соусов и другой продукции. 

На отечественном рынке среди разработчиков разливочного оборудования и поставщиков асептических упаковочных материалов ведущие позиции занимают мировые лидеры — компании Tetra Pak (Швеция) и SIG Combibloc (Австрия), среди лидеров также можно назвать компании Elopak и Ecolean. 

Несмотря на то, что такая тара используется производителями относительно давно, ежегодно появляются ее усовершенствованные образцы. Так, например, в 2011 году Ecolean представила вариант, содержащий дополнительный углеродный слой Carbon Black, призванный защищать продукт от воздействия света. 

Кроме того, большинство производителей асептической обертки предлагает порционный продукт объемом 200, 250 и 350 мл, что также способствует снижению потенциального количества испорченного товара. Изменения касаются и способов открывания. Так, в начале 2012 года Tetra Pak представила новинку – упаковку с системой TwistCap. Это большая, легко открывающаяся крышка, которая позволяет открыть продукт и снова герметично закрыть.

 

НАНОТЕХНОЛОГИИ В УПАКОВОЧНОЙ ОТРАСЛИ

Отдельное направление в развитии упаковочной промышленности – использование современных нанотехнологий для улучшения потребительских свойств продукции и увеличения сроков ее хранения. По прогнозам исследовательской компании iRAP Inc., в 2014 году объем рынка наноупаковки составит 7,3 млрд долларов, с ежегодным приростом в 11,65 %. 

Все чаще производители для отслеживания пути своей продукции от склада до магазинной полки используют RFID-этикетки – специальные идентификационные чипы, содержащие всю информацию о продукте, в том числе о сроках и условиях его хранения. 

По мнению главы «Роснано» Анатолия Чубайса, розничную торговлю можно назвать одной из самых перспективных областей применения нанотехнологий, причем приоритет будет отдаваться именно RFID-этикеткам: «Именно в этой сфере, по мнению многих специалистов, RFID-технологии произведут масштабный переворот. RFID-карточки – это, по сути, технология, позволяющая «знать, не видя и не приближаясь», то есть управлять современными магазинами в режиме онлайн, когда вы в деталях видите движение всех товаров со складов на полки магазинов, с полок – на тележки покупателей и, наконец, при выходе людей из магазина. Причем кассиры и кассы станут уже ненужными: эти карточки позволят автоматически списывать со счетов покупателей стоимость приобретенных ими товаров».

Интересен опыт Южной Кореи по использованию RFID-этикеток. По статистике, здесь ежедневно уничтожается около 170 тысяч тонн продовольствия (примерно 350 г на человека). Компанией SK Telecom были разработаны специальные мусорные контейнеры, крышка которых считывает RFID-метки выбрасываемых товаров. Контейнеры взвешивают продукты, оценивают их стоимость, после чего с кредитной карты потребителя списывается требуемая сумма. 

Признанным лидером в области развития и применения нанотехнологий считаются США. Там действует около 400 компаний, разрабатывающих и внедряющих инновационные проекты. Другие страны заметно отстали от Штатов, в том числе и по количеству профильных лабораторий и фирм. В Европе функционирует около 175 специализированных научных центров, в Японии – 100 организаций. 

Однако интересными разработками могут похвастаться и европейские государства. Так, например, испанская компания NanoBioMatters предложила новые добавки для полимеров – барьерную O2Block и антимикробную Bactiblock на основе наноглины. Вообще упаковки с использованием глины эксперты называют на сегодняшний день самыми устойчивыми к проникновению кислорода, в настоящее время ведутся разработки по внедрению в покрытие антимикробных элементов и повышению устойчивости к УФ-излучению.  

Определенные шаги в этом направлении делаются и российскими разработчиками. Так, в Климовске Московской области налажен процесс изготовления новых композитных материалов в рамках проекта «Роснано», направленного на развитие производства нанопокрытий и наноструктурированных текстур. 

Гибкая упаковка с использованием нанотехнологий производится татарстанской компанией «Данафлекс». На пленку наносится специальное покрытие толщиной 200 нанометров, которое улучшает газо- и влагонепроницаемость. Качество и уникальность продукции обеспечиваются и благодаря использованию немецкого оборудования, которое позволяет изготавливать пленку в 17 слоев, в том числе очень тонких: по 100-150 нанометров. Высокобарьерная гибкая тара, по сути, является альтернативой консервной банке, при этом позволяет свести к минимуму применение консервантов. 

Кроме того, компания «Данафлекс» производит материал для упаковки чувствительных к кислороду продуктов и товаров в газовой среде и вакууме – DanplexHB/MB, а также вариант для длительного хранения жидких веществ (например, соков) – DanplexIII-S. 

В отдельную группу можно выделить разновидности «активной и умной» упаковки, которые, согласно рекомендации Европейской Комиссии к директиве 450/2009 от 29 мая 2009 года, способны самостоятельно информировать потребителя о состоянии продукта (например, меняя цвет), а также влиять на качественные характеристики содержимого. Так, компания Apio разработала систему Intelmer, которая способна автоматически регулировать кислородно-углекислый баланс внутри упаковки. Такая технология может быть использована, например, для хранения овощей: при повышении температуры обертка пропускает больше кислорода, и наоборот. 

Еще одна новинка, введенная шведской компанией Bioett AB и запатентованная как в Америке, так и в ЕС, – Time Temperature Biosensor, биодатчик температуры и времени, который позволяет контролировать состояние продуктов во время их транспортировки и хранения. 

Разумеется, продовольственная проблема носит глобальный характер, и для ее решения требуются комплексные усилия правительств и гуманитарных организаций, изменение менталитета жителей развитых стран и осознание собственной ответственности за судьбу планеты и человечества в целом. Предпринимаемые усилия по усовершенствованию упаковки продуктов питания с целью их длительного и безопасного хранения – лишь один, но, несомненно, важный шаг к достижению общей цели.