Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

Витаминное удовольствие

Маркетинг краяМаркетинг края

Россия и Польша: эхо друг друга

ИНТЕРЕС: Польские продовольственные товары - частые гости на российском рынке. Для польских производителей это сфера огромных возможностей и перспектив. Однако несмотря на растущий спрос со стороны российского потребителя, на рынке есть еще много свободных ниш. О продвижении польских товаров на российский рынок, проблемах и возможностях этого пути журналу "Продвижение продовольствия. Prod&Prod" рассказал господин Марек Очепка

 

 Господин Очепка, охарактеризуйте, пожалуйста, сотрудничество между Россией и Польшей в продовольственной отрасли. Какие задачи удалось решить в последние годы, какие возникают сложности?

– Сотрудничество, особенно торговля, развивается хорошо. Не случайно среди россиян неуклонно растет спрос на польские продукты. В 2012 году, например, экспорт польских фирм составил 1,3 миллиарда долларов. Этот показатель мог быть еще больше, если бы не довольно сложная система сертификации. Процесс исследования производственных предприятий сложен и длителен. Естественно, это повышает стоимость экспорта; естественно, польские изделия в конечном итоге находят потребителей на других рынках. В частности по этой причине на российском рынке вообще нет мясных продуктов польского производства. Также нет многих, полезных для здоровья, овощей и фруктов, как, например, корень петрушки. Фруктов и овощей можно было бы поставлять намного больше.

Несмотря на сложности, польский экспорт постоянно растет на 5-10 % в год. Только в этом году за границу было продано 25 % всей продукции на сумму свыше 21 миллиарда долларов. Словом, Польша кормит Европу, как много лет назад это делала Россия.

– На какие польские продукты самый большой спрос в России?

– Прежде всего на овощи и фрукты, свежие и замороженные. Их популярность неслучайна – ведь садоводство в Польше имеет долгую историю. В XIII веке фруктовые деревья и виноградники были распространены в королевских и монастырских садах. В XVI веке возникли условия для закладки садов во владениях. В начале XIX столетия производить фрукты стали крестьяне.

В прошлом веке садоводство прошло еще три этапа развития. Первый начался после Первой мировой войны и длился до 1960 года. В то время образцовыми считались французские и немецкие сады. Яблони – а их размещалось около сотни на гектаре – были высокоствольными, с широкими ветвями, главным образом европейских видов. Несмотря на невысокую урожайность, садоводство было очень прибыльным.

Второй этап развития садоводства в Польше начался после 1960 года одновременно с началом исследований в Институте садоводства в Скерневицах под руководством С.А. Пененжека. Тогда была разработана новая модель сада – с низкоствольными деревьями, на сильно растущих подкладках с большими, широкими ветвями. А количество их  увеличилось до 416 деревьев на гектар.  Экономический эффект был потрясающим: урожайность выросла до 20-25 тонн с гектара, тогда как раньше она не превышала 10 тонн. Для развития производства это имело огромное значение. Постепенно стали появляться частные, семейные хозяйства, специализирующиеся на производстве. В семидесятые годы прошлого века Польша стала экспортировать яблоки, примерно 100-150 тысяч тонн в год, и производить яблочный концентрированный сок. Тогда же начали развиваться грушевые, сливовые, вишневые и черешневые сады, началось производство ягод, особенно клубники, на промышленном уровне. Для многих хозяйств садоводство являлось единственным источником доходов, да и для польской экономики в целом оно играло значительную роль. Производство ягод составляло около 200 тыс. тонн ежегодно, что ставило Польшу на одно из первых мест в мире.

Постепенно спрос и рынок менялись. Выросла себестоимость, изменились требования к качеству. Чтобы изменить одновременно урожайность и качество, большие деревья были заменены на карликовые – на гектаре их стало уже 2-4 тысячи. Главным образом это были сорта Голден Делишс, Джонаголд, Гала, Шампьон и Идаред. При правильном уходе за деревьями урожай составлял 40-50 тонн с гектара. В 1995 году Польша производила 1,2 миллиона тонн, в последние годы – более 2,5 миллиона. С 2000 года стали развиваться другие фруктовые сады. Кроме того, были созданы производственные объединения, которые смогли приобрести хранилища, холодильные камеры и устройства для сортировки и упаковки фруктов.

Третий этап производства фруктов начался в 1995 году и продолжается до сих пор и лишь абсолютно новые способы производства могут стать началом нового этапа.

Сегодня Польша является крупнейшим производителем яблок в Европе и мире, уступая лишь Китаю и США. На одного жителя Польша производит 74 кг яблок, Китай – 28 кг, а США – 15 кг. В Польше растет доля высококачественных десертных яблок, хотя и доля промышленных яблок для производства сока все еще достаточно высока. 

Польша является самым крупным в мире после Китая производителем яблочного сока (300 тыс. т. концентрата), а урожай самих яблок в 2012 г. насчитывал почти 3 млн. тонн.

Польша – самый крупный в Европе производитель черной смородины, вишни и малины, важный поставщик клубники и черники.

Большинство польской продукции экспортируется в свежем или переработанном виде. Польша продает за границу около 700 тыс. тонн свежих яблок, около 6 тыс. тонн вишни, по 16 тыс. тонн малины и клубники и 3 тыс. тонны черной смородины. Помимо этого ежегодно экспортируется 200 тыс. тонн концентрированного яблочного сока, 65 тыс. тонн замороженной вишни, 80-85 тыс. тонн замороженной клубники и 26 тыс. тонн малины. Эти показатели – не предел. При условии дальнейшего объединения производителей, строительства новых хранилищ, поддержки экспорта и стабильной политико-экономической ситуации можно найти возможности для роста.

– С помощью каких мероприятий посольство Польши решает задачи продвижения товаров на российский рынок?

– Мы прикладываем максимум усилий, чтобы продукция польских производителей была широко известна среди российских импортеров и потребителей. Для этого мы проводим множество бизнес-встреч, на которых производители и предприниматели и их российские партнеры рассказывают о том, что их наиболее интересует. На территории посольства ежегодно встречаются сотни партнеров из продовольственного сектора. Мы также принимаем участие в выставках, которые проходят в Москве и регионах. Во время посещения регионов – а таких поездок бывает свыше десятка ежегодно – мы презентуем возможности экспорта польских сельскохозяйственных продуктов.

Помимо того, отдел содействия торговле и инвестициям посольства Республики Польша ежегодно выпускает 29 информационных бюллетеней; сотрудники отдела дают интервью для российских СМИ – по телевидению, радио и в прессе; участвуют вместе с польскими производителями в многочисленных мероприятиях, содействующих развитию сотрудничества. Мы принимаем участие в форумах и конференциях, на которых активно пропагандируем польский продовольственный экспорт и возможности развития инвестиций в этом секторе.

Наконец, мы информируем о возможных способах финансирования этого экспорта, в том числе с использованием кредита. Приглашаем для знакомства российских партнеров, в частности, помогаем им организовать деловые поездки в Польшу для ознакомления с нашей системой оптовых рынков.

– В чем привлекательность Польши как делового партнера для российского бизнеса?

Привлекательность заключается в широком ассортименте предлагаемой продукции, в ее высоком качестве и низких ценах. Вековые традиции  животноводства и выращивания сельскохозяйственных культур сегодня приносят максимальный эффект и богатый ассортимент вкусных и полезных продуктов.

Польские продукты относительно дешевы, потому что производится их много. Фермеры для сельского хозяйства используют каждый кусочек земли, а государство содействует развитию производства этой отрасли, постоянно разрабатывая новые методы, повышающие объемы производства.

Мы боремся за качество – у нас ведутся дискуссии на тему ГМО, хотя решения пока не принято. Следует отметить традиционную, многовековую привязанность и уважение крестьянина к земле-кормилице. Среди наших фермеров до сих пор бытует мнение, что неухоженная земля – это грех. В Польше много людей занято в аграрном секторе – там работают сотни тысяч молодых и активных людей. Это создает конкуренцию, в которой выживают производители действительно качественной и дешевой продукции, соответствующей потребностям как внутреннего, так и внешнего растущего рынка.

Сельхозугодья в Польше занимают 55% всей территории страны – 17,2 млн. га из 31,3 млн. га.

Кроме того, в Польше действует хорошо развитая система оборота сельскохозяйственных и продовольственных продуктов. Существуют так называемые группы производителей. Их насчитывается свыше тысячи и только они имеют шанс выйти на такие большие рынки, как, например, привлекательный российский.

Хорошо ведут диалог с производителями большие торговые фирмы. Следует при этом вспомнить, что на развитие нашей продовольственной отрасли повлияли два фактора. Во-первых, это инвестиции. Чтобы повысить качество производимой продукции и при этом сохранить низкую цену, польские фермеры на протяжении многих лет инвестировали. Второй фактор – гигантская конкуренция на рынке. Почему она так важна? Потому что, с одной стороны, снижает цену, а с другой, – задействует иные инструменты – качество на каждом этапе поставок.

Польша – самый крупный в Европе производитель и экспортер гусей. Их мясо считается одним из самым полезных и вкусных продуктов и очень популярно во многих европейских странах. Из гусей мы получаем не только отличное мясо, но и питательный жир, великолепное перо и пух. В Польше ежегодно выращивается ок. 5-7 млн. шт. гусей, что дает

22 тыс. тонн чистого мяса. Из этого поляки съедают только 1 тыс. тонн, остальное экспортируют.

Выход на внешние рынки позволяет нам оставаться конкурентоспособными не только в финансовой сфере, в области качества, но и в организации процесса от производителя до потребителя. Чтобы справиться с растущей конкуренцией, особенно на заграничных рынках, группы производителей должны координировать свою деятельность. Например, российский рынок требует крупных партий товаров – 60 тонн продукта за один раз. Если при этом начнет расти экспорт в Китай, потребуется поезд из 30 вагонов или целый пароход. Этот экспорт будет невозможен без доброго совместного сотрудничества.

Немаловажно и налаживание связей с иностранными предпринимателями. Никто из заинтересованных торговлей польскими продуктами за границей не будет так хорошо с ними сотрудничать, как те, которые там работают и имеют бизнес.

Следующий вопрос – это налаживание торговых связей. В современных условиях торговля весьма разнообразна и охватывает разные масштабы. В торговую сеть входят, конечно же, оптовые рынки, без которых невозможно динамичное развитие оборота свежих продовольственных продуктов. Организация таких рынков может стать привлекательным предложением для российского бизнеса.