Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

«Продэкспо-2013»

В фокусеВ фокусе

Итоги и премьеры продовольственного смотра

ПУТЬ: Юбилейная, двадцатая по счету международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо» прошла в «Экспоцентре» на Красной Пресне 11-15 февраля 2013 года. За двадцать лет существования она стала крупнейшим продовольственным форумом России и стран Восточной Европы, определяющим направление развития отрасли и позволяющим производителям не только презентовать свою продукцию, но и завязывать деловые контакты, устанавливать перспективные связи, формировать представление об основных конкурентах и ведущих трендах мирового продовольственного рынка

Организатором выставки выступает ЗАО «Экспоцентр» при содействии Министерства сельского хозяйства РФ и Правительства Москвы. Традиционно форум проводится под патронатом Торгово-промышленной палаты России. Основные тематические разделы «Продэкспо» охватывают все отрасли пищевой промышленности – это мясо мясопродукты, сыры и молочная продукция, мороженое, полуфабрикаты, чай и кофе, рыба и морепродукты, бакалея и другие.
Выставка «Продэкспо-2013» стала рекордной по многим ведущим показателям. В ней приняли участие более 2200 компаний из 63 стран мира, общая площадь выставки превысила 47 тысяч кв. метров. По словам генерального директора ЗАО «Экспоцентр» Сергея Беднова, с 1994 года, когда смотр был проведен впервые, он вырос в пять раз.
Большая часть участников «Продэкспо» – это представители российских производственных и торговых организаций (1450 компаний). Тем не менее, ежегодно растет представленность на форуме иностранных фирм; на «Продэкспо-2013» были организованы уже 34 национальные экспозиции. Традиционными и давними участниками российской продовольственной выставки являются компании из Франции, Польши, Греции, Германии, Испании, Италии и других стран. Однако география «Продэкспо» постоянно расширяется.
Так, например, впервые после семилетнего перерыва экспозицию представила делегация Грузии. Посетители смогли познакомиться с серией лимонадов и соусов, соков, а также с традиционным грузинским вином и коньяком. Было и несколько других национальных премьер. Так, в своей экспозиции Армения представила лимонады, виноградные вина, коньяки; государство Марокко презентовало фрукты. Отдельные экспозиции представили Парагвай (мясо из Южной Америки) и Черногория.
О высоком авторитете «Продэкспо» и серьезном значении, которое придают выставке европейские производители, говорит тот факт, что в 2013 году на форуме побывал президент Финляндии Саули Ниинистё. Финские компании – постоянные участники «Продэкспо». В этом году свою продукцию продемонстрировали около двадцати финских фирм, участие которых поддержано правительством Финляндии.
 
ДЕЛОВАЯ ПРОГРАММА
«Продэкспо» – это не только огромная выставочная площадка, но еще и ведущий деловой форум, основные задачи которого состоят в том, чтобы определять вектор развития отрасли, выделять основные тренды, ставить  острые вопросы и искать ответы на них, обсуждать актуальные проблемы. Ежегодно в рамках деловой программы «Продэкспо» организуются встречи, форумы и конференции с целью развития сотрудничества всех участников рынка, освещения спорных и проблемных вопросов, принятия компромиссных решений. Не стала исключением и выставка 2013 года.
Мероприятия охватили большинство важных проблем, стоящих перед отраслью. Вопросам продовольственной безопасности страны и государственной политики по поддержке отечественного сельхозпроизводителя была посвящена конференция «Перспективы развития пищевых перерабатывающих отраслей АПК с учетом вступления России в ВТО». На ней выступил директор Департамента регулирования агропродовольственного рынка, рыболовства, пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства РФ, который рассказал о положительной динамике развития отрасли в 2012 году. Вместе с тем эксперт подчеркнул, что для обеспечения безопасности по всем видам продовольствия необходимо добиться конкурентоспособности отечественной продукции и ускорить темпы обновления основных производственных фондов. Для достижения этой цели министерство планирует разработать восемь целевых программ развития ряда социально значимых отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, предполагающих, в первую очередь, инвестиции в модернизацию производства.
В связи с ростом спроса на экологически чистую продукцию, производство которой специалисты называют одним из ведущих трендов отрасли, отдельного внимания заслуживает конференция «Развитие рынка БИО-продукции в России», проведенная Международным ЭКО БИО Центром и журналом «БИ ЭКО». Для российских производителей поднятые на ней вопросы особенно актуальны, поскольку в России, у которой есть все шансы стать одним из лидеров экопроизводства, до сих пор не решена проблема сертификации био-продукции и отсутствует соответствующая законодательная база.
Участники конференции подчеркнули, что российские покупатели, несмотря на высокие цены на такую продукцию, испытывают в ней потребность; сегодня же она на 99 % обеспечивается импортом. Затратность и трудоемкость производства вынуждают отечественных производителей отказываться от выпуска эко-продукции, в отличие от западных, которые получают от государства частичную компенсацию расходов.
Кроме того, актуальна проблема соответствия отечественной продукции с маркировками «био» и «эко» существующим международным стандартам. Поэтому в настоящее время одной из приоритетных задач в этой отрасли будет введение госрегулирования и участие в программах, которые занимаются поддержкой и продвижением биопродукции.
Ведущей отраслевой конференцией по проблемам российского алкогольного рынка специалисты называют всероссийский «АлкоКонгресс», который на «Продэкспо-2013» был проведен в восьмой раз (организаторы – Группа «АЛКОЭКСПЕРТ» при поддержке ЗАО «Экспоцентр»). Главной его темой стала борьба с контрафактом на отечественном алкогольном рынке. Неслучайно название встречи звучало как «Алкогольный рынок: стратегия «Антиконтрафакт».
Основными вопросами, которые обсуждались на форуме, были борьба с контрафактной продукций, проблемы регулирования алкогольного рынка, меры, связанные с введением минимальных розничных цен на алкогольную продукцию, и другие. В обсуждении принимали участие ведущие аналитики алкогольного рынка, юристы, представители отраслевых объединений, а также госструктур – Государственной Думы ФС РФ, Росалкогольрегулирования, Минэкономразвития РФ, Минсельхоза РФ, Роспотребнадзора и Федеральной антимонопольной службы России.
Кроме того, участникам и гостям «Продэкспо-2013» был представлен новый проект «Экспоцентр» – за выставки без контрафакта», реализация которого позволит исключить демонстрацию контрафактной продукции. Это особенно важно в современных условиях, когда крайне острой становится борьба за качество продуктов питания. В рамках проекта каждый участник выставки мог получить справки, подтверждающие наличие маркировки продукции зарегистрированными на территории Российской Федерации товарными знаками.
Наконец, был организован отдельный стенд, на котором профессиональные юристы отвечали на вопросы о российском законодательстве в области защиты интеллектуальной собственности. Примечательно, что новый проект не является разовым мероприятием: отныне он будет реализовываться на всех выставках, которые организует «Экспоцентр».
В рамках деловой программы выставки состоялось также несколько отраслевых круглых столов. Например, проблемы и перспективы упаковочной отрасли обсудили участники мероприятия «Тара и упаковка – важнейший фактор повышения конкурентоспособности российской пищевой продукции и ритейла», организованного Национальным Тарным Союзом и журналом «Тара и упаковка» при поддержке дирекции выставки и Национальной конфедерации упаковщиков. Отдельное внимание участники круглого стола уделили принципу «расширенной ответственности производителя» и системам раздельного сбора отходов упаковки, существующих в европейских странах.
 
«КОМПЕТЕНТНЫЙ ПОСТАВЩИК-2013»
На протяжении нескольких лет продолжается плодотворное сотрудничество ЗАО «Экспоцентр» и Конгрессно-Выставочной Компании «Империя». Важнейшее мероприятие, организованное «Империей» в рамках «Продэкспо-2013», – VIII Всероссийский торговый форум «Компетентный поставщик-2013». Главные вопросы, которые обсуждались его участниками, – перспективы развития ритейла в России, стратегия сотрудничества торговых сетей и поставщиков в условиях вступления в ВТО и обострения конкуренции с зарубежными производителями.
В его рамках было организовано сразу несколько площадок для обсуждения важных проблем, проведения переговоров и заключения контрактов. Так, в «Центре закупок сетей» и «Центре закупок сетей: СТМ» поднимались вопросы поставок продуктов питания и напитков в торговые сети, а также договоренности о производстве продукции под собственными торговыми марками. В этих мероприятиях приняли участие 350 поставщиков и 280 закупщиков из 130 сетей. Кроме того, была организована прямая трансляция мероприятий в режиме online, свидетелями которой стали 1300 производителей и дистрибьютеров.
КВК «Империя» также выступила организатором двух конкурсов, ставших традиционными. Первый конкурс, «Инновационный продукт», ставит своей целью выявление товаров с усовершенствованными потребительскими характеристиками и помощь в их продвижении на рынке. Главным информационным партнером КВК «Империя» на конкурсе «Инновационный продукт» выступил журнал «Продвижение продовольствия. Prod&Prod». Второй конкурс –
«Выбор сетей», на котором представители ритейла после дегустации и переговоров с производителями или дилерами определяли продукты, имеющие хорошие перспективы продаж в торговых сетях.
Официальная часть Всероссийского торгового форума завершилась гурмэ-фуршетом директоров, гости которого могли не только закрепить достигнутые договоренности в неформальной обстановке, но и попробовать деликатесные закуски и элитный алкоголь.
 
ДРУГИЕ МЕРОПРИЯТИЯ КВК «ИМПЕРИЯ»
Перспективам развития производства собственных торговых марок розничных сетей был посвящен IV Форум производителей и ритейлеров «Компетентный поставщик СТМ-2013». Его участники отметили, что несмотря на тенденции роста этого сегмента и увеличение потребности ритейла в расширении спектра СТМ, большинство производителей не готово к долгосрочному сотрудничеству и прозрачности в партнерских отношениях. Кроме того, представители сетей подчеркнули, что немалые ставки они делают на региональные предприятия, готовые к выпуску товаров private label. 
КВК «Империя» также провела VII Всероссийский продовольственный форум «Бренд становится хитом. Эра SHOPPER-МАРКЕТИНГА», главной целью которого было освещение современных тенденций брендинга, обмен опытом создания и продвижения на рынке торговых марок, обсуждение практических и методологических вопросов, актуальных в современных условиях. 
В форуме приняли участие специалисты  пищевой и перерабатывающей промышленности, представители торговых сетей, маркетологи. В рамках встречи состоялась V Ежегодная конференция «Рынок продуктов питания России-2013», организованная совместно с агентством РосБизнесКонсалтинг, на которой были озвучены прогнозы развития различных отраслей продовольственного рынка. 
 
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА ВЫСТАВКИ
Традиционно насыщенная и разнообразная конкурсная программа ожидала участников «Продэкспо-2013». Один из главных специализированных конкурсов – «Лучший продукт-2013» – был организован фирмой «Агроэкспосервис» под эгидой Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Продукцию, представленную на конкурс его участниками (как российскими, так и зарубежными производителями), оценивали члены дегустационной комиссии, в которую вошли представители НИИ Россельхозакадемии, Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, МГУ пищевых производств, МГУ технологий и управления имени К.Г. Разумовского, а также агропромышленных союзов и ассоциаций.
1475 образцов продукции оценивались в 16 номинациях, охватывающих весь ассортимент российского продовольственного рынка (мясопродукты, рыба и морепродукты, молочная продукция, упаковка, пиво и другие), что позволило отметить лучших производителей в разных сегментах.
Кроме того, на выставке были подведены итоги XV Дегустационного конкурса по алкогольной продукции, организатором которого выступила компания «Столичный Стиль», а учредителями – ЗАО «Экспоцентр» и Московская торгово-промышленная палата. В конкурсе принимали участие как отечественные производители, так и дилеры зарубежных компаний; в общей сложности было представлено около тысячи напитков, 40 % из них удостоены золотых и серебряных медалей.
Потребительским свойствам продовольственных товаров эксперты дали оценку в рамках конкурса, проводимого АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ и ЗАО «Экспоцентр» на международных выставках и ярмарках. Традиционно этот конкурс проводится в двух номинациях: «За высокие потребительские свойства товаров» и «За успешное продвижение качественных товаров». Его участникам были вручены золотые, серебряные и бронзовые медали, а также дипломы разных степеней.
Отдельное внимание в конкурсной программе традиционно уделяется инновациям и современным решениям в упаковочной отрасли. На «Продэкспо-2013» были подведены итоги VIII международного конкурса на лучшую упаковку и этикетку для пищевой продукции «ПродЭкстраПак-2013», приуроченного к одноименной выставке. Участниками конкурса – дизайн-студиями, производителями упаковки и продуктов питания из России, Белоруссии, Украины и Франции – было представлено 105 работ.
Прошедшая выставка в очередной раз подтвердила звание самого авторитетного отраслевого форума современной России. Об этом свидетельствует не только ежегодно увеличивающееся количество экспонентов и посетителей, но и тот факт, что вопросы, которые поднимаются в рамках деловой программы выставки, актуальны для всех участников продовольственного рынка. Качество продукции, поступающей на прилавки магазинов, взаимоотношения производителей и торговых сетей, перспективы развития рынка экологически чистой продукции и алкогольной отрасли, конкурентоспособность отечественных товаров в условиях вступления России в ВТО – серьезные проблемы, шагом к решению которых стала выставка «Продэкспо-2013».