Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

Наступление на регионы

Торговая площадьТорговая площадь

X5 Retail Group: «Мы готовы к диалогу с поставщиками»

сотрудничество: Компания Х5 Retail Group, которая управляет торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»? активно развивается на региональных рынках. Что получают регионы от прихода крупнейшего по объемам продаж сетевого ритейлера? Как приход федералов влияет на расстановку сил, как выстраиваются взаимоотношения с местными поставщиками? Об этом в интервью журналу «Продвижение продовольствия. Prod&Prod» рассказал директор по корпоративным отношениям компании Х5 Retail Group

– Михаил Валерьевич, многие региональные производители недовольны приходом федеральных ритейлеров в регионы. Они обеспокоены тем, что федеральный ритейлер неохотно берет на реализацию продукцию местных производителей. Как вы видите этот вопрос?

– С Х5 работают около семи-восьми тысяч производителей, более половины из них – региональные. Другой вопрос, что не все поставщики готовы предлагать лучшую отпускную цену, не все могут обеспечить высокое качество продукции, не все стабильны в поставках. Поэтому к нам попадают самые лучшие поставщики, те, которые эффективно организовали производство, ценообразование, контроль качества, маркетинг. Которые предпочитают не жаловаться, а соответствовать требованиям современного ритейла. В итоге, работая с нами, они получают существенные конкурентные преимущества и переходят в «высшую лигу» в своем сегменте. Да, возможно, у них больше затрат и инвестиций, но у них и качество и конкурентная стоимость товара лучше, у них высокая производительность, большие гарантированные объемы продаж, широкий рынок сбыта не только в своем регионе, но и в других регионах, где работает сеть. 

Конечно, мы тоже не идеальны. Но мы понимаем проблемы местных производителей и идем им навстречу. Мы периодически проводим в регионах специальные закупочные сессии наших менеджеров по закупкам с локальными поставщиками и производителями. Как раз здесь развенчивается масса мифов и стереотипов о неприступности федеральных сетей. На этих сессиях ритейлер и поставщик могут в глаза сказать все, что друг о друге думают, а потом договориться и начать сотрудничать. Власти региона со своей стороны тоже могут составить себе объективную картину о реальном положении дел: оказывается, что и местный поставщик не такой уж идеальный, и федеральный ритейлер не такой уж несговорчивый. Подобные сессии весьма результативны для обеих сторон. 

 

– Что получают регионы от прихода федеральной сети?  

– Решается масса социально-экономических вопросов. Во-первых, это налоги в местные бюджеты. Во-вторых, открывая в регионе новые магазины или распределительные центры, мы обеспечиваем работой и стабильной официальной зарплатой тысячи людей. В-третьих, население получает удобно расположенные магазины с низкими ценами. У нас, как у крупной федеральной сети, больше возможностей для сдерживания цен за счет больших объемов закупок у поставщиков и производителей. Мы можем формировать на своих складах большие запасы нескоропортящейся продукции, закупленной по фиксированной цене, тем самым сдерживая цену на этот товар и предотвращая дефицит на полках. 

Мы, как крупный федеральный бренд, более щепетильны в вопросах качества. У нас действует пятиступенчатая система контроля качества поступающего товара – от стадии приемки у поставщика до полки в магазине. Мы можем позволить себе отказаться работать с поставщиками, предлагающими некачественный товар. Немаловажным аспектом нашего бизнеса является благотворительность. Знаете, мы получаем просьбы в точечной финансовой помощи от тысяч различных просителей из регионов. Жаль, что всем помочь невозможно. Но, помогая всем, в итоге толком не помогаешь никому. Мы выбрали более систематический и эффективный способ, объединив усилия с Российским Красным крестом, которому выделяем товары для малоимущих, и федеральным фондом «Линия жизни», помогающим тяжелобольным детям. Наши социальные инициативы также предусмотрены в соглашениях о сотрудничестве, которые мы заключаем с администрациями регионов. Такие соглашения у нас уже заключены с Ярославской, Тверской, Рязанской, Курской, Орловской, Самарской областями.   

 

– Что получает компания, заключая подобные соглашения с регионами? 

– Прежде всего, мы получаем качественную квалифицированную помощь специалистов администраций при выборе, приобретении или аренде торговых помещений, земельных участков под строительство, решении вопросов с подводом коммуникаций к нашим объектам. С учетом дефицита коммерческой недвижимости в регионах для нас эта помощь очень важна. Наш бизнес строится на том, чтобы при низких ценах продавать как можно больше товара и получать прибыль за счет большого трафика, покупательского потока, за счет большой оборачиваемости. Прибыль ведущих федеральных торговых сетей – единицы процентов и вся дополнительная выгода инвестируется в снижение цен, чтобы стать еще конкурентнее и успешнее. К сожалению не все понимают, что ритейл это не баснословные сверхприбыли, а тяжелый кропотливый труд. Поэтому, когда от нас требуют больше, чем мы можем потратить на наше развитие, власти региона ока-

зываются более дальновидными и рациональными. 

 

– Многие региональные поставщики заявляют о том, что торговые сети, понижая закупочную цену, с одной стороны блокируют развитие отечественной пищевой отрасли, с другой стороны – вынуждают производителя переходить на более дешевые ингредиенты в производстве. От этого страдает качество товара. Как вы объясните политику компании работать с поставщиками, готовыми к низкой закупочной стоимости? Ведь здесь может быть изначально сомнительное качество?

– На мой взгляд, эта часть поставщиков излишне драматизирует ситуацию и подходит к вопросу, мягко говоря, однобоко. Сетевой ритейл, наоборот, является драйвером развития не только торговли, но и пищевой отрасли в целом. Именно ритейлеры общаются лицом к лицу с конечным  потребителем, и именно мы наиболее чутко и точно знаем предпочтения покупателей, их подход к выбору продукции. Если продукция дорогая и не по карману покупателям, ее перестают приобретать. Мы, соответственно, стараемся сделать ее более доступной и пытаемся донести показатель индикатора спроса до поставщиков. Никому не нужен продукт, который стоит на рынке больше, чем за него готов платить покупатель. Также не нужна и некачественная продукция. Покупатели научились читать состав продукта, научились обращаться в Роспотребнадзор, если их что-то не устраивает в продукте. Мы же в свою очередь тоже научились эффективно контролировать качество того, что нам поставляют. Кто-то из производителей это понимает и старается работать над себестоимостью, оптимизируя производственные процессы, модернизируя производство, эффективно распределяя затраты на сырье, энергоносители, персонал. Кто-то этого по каким-то причинам либо не способен делать, либо не знает, как это сделать, либо просто не хочет. Разумеется, проще искать причину своей неэффективности в ком угодно, только не в себе. Отсюда и возникают подобные мифы. Мы работаем с тысячами поставщиков и насильно их, поверьте, никто с нами сотрудничать не заставляет. А раз они работают и вполне успешны в своем бизнесе, следовательно, нашли свою точку эффективности. 

 

– Расскажите о Кодексе добросовестных практик. Какая-то работа уже проводится в рамках этого документа? 

– Кодекс добросовестных практик (КДП) был подписан 14 декабря 2012 года Ассоциацией ритейлеров АКОРТ, Ассоциацией «РусБренд», «Союзмолоко», Ассоциацией «Руспродсоюз», Национальной мясной ассоциацией, Рыбным союзом, Ассоциацией производителей и потребителей масложировой продукции, Торгово-промышленной палатой РФ и Союзом потребителей Российской Федерации. Этот документ предусматривает повышение эффективности взаимодействия поставщиков и предприятий розничной торговли, а также обеспечение баланса коммерческих интересов сторон; он призван способствовать развитию конкуренции. C февраля этого года компания Х5 начала проводить на своей площадке переговоры с отраслевыми союзами. Мы обсуждаем совместные действия товаропроизводителей и розничной торговли, направленные на устойчивое развитие товарных категорий в потребительской корзине россиян, вопросы контроля качества, ценообразования, логистики, маркетинга. Создаются специальные рабочие группы по реализации тех или иных договоренностей. Встречи менеджеров Х5 Retail Group с отраслевыми союзами, согласно принципам Кодекса добросовестных практик, становятся доброй традицией. С конца февраля мы провели переговоры о совместных действиях с участниками Национального союза производителей молока, Национальной ассоциацией производителей, поставщиков и потребителей мясной продукции, Рыбным союзом, участниками «Русбренда». Х5 готова продолжать этот нужный и полезный диалог со всеми отраслевыми объединениями и проводить подобные встречи регулярно.