Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

Непаханое поле

ТехнологииТехнологии

Российские сельхозпроизводители на пути объединения

Интеграция: Аграрии столкнулись с неразрешимыми противоречиями: с одной стороны, государство ставит перед ними задачу импортозамещения, а с другой, не налажена система сбыта отечественной продукции. Одним из эффективных путей решения проблемы является создание сельхозкооперативов – старой, но еще не забытой модели советской системы, с учетом новых подходов и положительного опыта зарубежных стран

Дарья Цветкова
Актуальность темы создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов и интерес к ней, особенно остро возникший в последнее время, обусловлены несколькими факторами, и в первую очередь – необходимостью импортозамещения в условиях санкций. Пока отрасль справляется с этой задачей с большим трудом; нелегко приходится даже крупным агрохолдингам, не говоря о небольших фермерских кооперативах. Между тем надежды на них, судя по правительственной риторике и предлагаемым мерам поддержки, возлагаются немалые. 
 
ОПЕРАЦИЯ «КООПЕРАЦИЯ»
Сельскохозяйственным кооперативом называют организацию, созданную на добровольной основе производителями сельхозпродукции для совместного изготовления, переработки и сбыта продукции. Объединяя ресурсы, участники такого сообщества получают равные права на управление процессом, однако результат деятельности распределяется пропорционально объему участия. 
Целесообразность образования объединений аграриев очевидна. Это, прежде всего, экономия за счет сокращения издержек, а также получение доступа к более широким производственным ресурсам, недоступным при индивидуальном ведении хозяйства. В мировой практике сложилось два вида подобных сообществ – производственные и потребительские; в отечественном же варианте наибольшее распространение получили потребительские сельскохозяйственные кооперативы – перерабатывающие, сбытовые, обслуживающие, кредитные. 
История развития этого направления в России довольно долгая. Впервые крестьяне стали объединяться еще в XIX веке, а наибольшее распространение кооперативное движение получило в 1980-е годы, когда потребительская кооперация осуществляла торговлю, в первую очередь в деревнях и селах, закупочную и производственную деятельность. В 1990 году в РСФСР потребкооперация обслуживала 40 % населения страны, членами ее были 30 миллионов сельских жителей. На долю организации приходилось четверть розничного товарооборота, около половины заготовок картофеля, треть закупок овощей, более трети выпечки хлеба.
О возрождении системы потребительских кооперативов на селе уже в современной России особенно активно заговорили в середине нулевых. Во время кризиса 2008-2009 годов их количество сократилось, но сегодня вопрос вновь поднят – в связи с необходимостью импортозамещения. Более того, тема активно обсуждается на государственном уровне: в правительстве неоднократно отмечали, что кооперативы должны стать если не основой сельскохозяйственного рынка, то, как минимум, реальными игроками на нем. 
Разработана и система государственной поддержки фермерских объединений. Так, например, в 2015 году в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства аграрные потребительские кооперативы начали получать гранты для развития материально-технической базы. Поддержит государство объединения, деятельность которых направлена на решение вопросов импортозамещения: сбор, обработку и реализацию молока, мяса, рыбы и аквакультуры, птицы, картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод, в том числе дикорастущих. 
Минсельхоз разрабатывает комплексные программы по развитию сельской кооперации, в том числе финансовую, совместно с Россельхозбанком. В марте 2013 года состоялся первый Всероссийский съезд сельских кооперативов, где был рассмотрен проект «Концепции развития кооперации на селе на период до 2020 года»; действуют законодательные государственные акты, регулирующие деятельность объединений данного профиля.
Тем не менее дело движется очень медленно и сложно: в настоящее время создано около 5 тысяч кооперативов, однако реально начали работать не более половины из них. До настоящего времени подобная форма ведения хозяйства остается во многом непонятной как для предпринимателей, так и для общественности. Кроме того, и сам процесс объединения, и совместная деятельность сельхозпроизводителей сопровождается множеством проблем.
 
БАРЬЕРЫ И ПРЕПЯТСТВИЯ
Ведущими причинами, тормозящими развитие этого направления, эксперты отрасли называют недостаточность государственной поддержки при отсутствии необходимых региональных программ, слабую материально-техническую базу, недостаточность навыков хозяйственного самоуправления на селе. Имеет место и психологический фактор: часто селяне не готовы договариваться, объединяться и вносить паи за участие в кооперативе, несмотря на то, что он берет на себя многие вопросы снабжения и сбыта. Еще одна сложность – низкая рентабельность, в первую очередь потому, что доля переработки в общем объеме продукции крайне мала, иными словами – на выходе нет того ассортимента, который объединения могли бы предложить, скажем, торговым сетям. 
Самой же насущной проблемой аграрии называют сложности с реализацией товара. Так, например, в 2011 году через сбытовые кооперативы было реализовано только около 1 % продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами. Основной ограничитель, по словам участников рынка, – вовсе не недостаток спроса, а отсутствие инфраструктуры для сбыта, в результате чего осенью посредники скупают продукты у фермеров практически по себестоимости.
Для решения этой проблемы был принят специальный закон «О сельскохозяйственных кооперативных рынках», есть места и на ярмарках выходного дня, которые проводятся в нескольких регионах и в первую очередь в столице. Именно для участия в сбыте продукции через рынки и требуется создание объединений аграриев, поскольку, по мнению Ольги Башмачниковой, заместителя директора Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), самостоятельным фермерам попасть на них непросто – хотя бы по той причине, что для торговли придется нанимать продавца и дополнительно оплачивать аренду места. 
Еще одно перспективное направление – открытие собственных торговых точек, помимо крестьянских рынков и ярмарок выходного дня. Попытки создания единой системы сетевой торговли в сельской местности уже предпринимаются. Так, в августе было объявлено о запуске проекта «КООП торг» – сетевого дискаунтера, способного предложить низкие цены как потребителям, так и оптовикам. Инициатором выступил Центральный союз потребительских обществ РФ, объединяющий свыше 50 тысяч сельских кооперативных магазинов, планирующий в сентябре открыть пилотные пункты продаж в Ульяновской области. 
 
ОБРАЗЦЫ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
В качестве положительного примера развития сельскохозяйственной кооперации в первую очередь стоит взять на вооружение зарубежный опыт. Например, один из крупнейших производителей молочной продукции, финская компания Valio – это не что иное, как союз кооперативов. В него входит 33 фермерских объединения, которые сообща владеют заводами по переработке молочной продукции. Другое знаменитое молокоперерабатывающее предприятие, Campina, начинало свою историю тоже с фермерских товариществ, которые в 1947 году объединились в Кооперативную ассоциацию производителей De Kempen в Эйндховене; именно она первой начала использовать торговую марку Campina.
В Финляндии зарегистрировано более 5 тысяч кооперативов; 88 % населения страны состоят хотя бы в одном из них – при том, что масштабная государственная поддержка как таковая отсутствует. А в таких странах, как Дания, Нидерланды, Франция и Швеция, рассматриваемый сектор обеспечивает 45-50 % объема продукции пищевой промышленности. В сферу совместной хозяйственной деятельности почти целиком входит такая важная отрасль пищевой промышленности, как переработка молока. 
Еще один пример – кооперативная система Германии. В этой стране действует Немецкий крестьянский союз, в который вступает каждый фермер. Производитель имеет право на получение консультаций по любым возникающим вопросам, а также, совместно с другими членами Союза, участвует в формировании цен на продукцию. Помимо методической помощи, Союз занимается вопросами реализации мяса и молока, благодаря взносам налаживает переработку. Государство же оказывает помощь прежде всего не отдельному предпринимателю, а объединениям – как более конкурентоспособным и технологичным субъектам.
Впрочем, положительным опытом могут поделиться и российские сельхозпроизводители. Один из них – кооператив «Ватан» из Татарстана, имеющий собственный молочный завод, поставщиками которого являются более 1500 крестьянских и фермерских хозяйств. Молочная продукция, которую выпускает объединение, реализуется на оптовых рынках, а также в магазинах торговой сети «Бахетле». 
Пожалуй, такая система сбыта, с представленностью на полках ритейлеров, – мечта любого кооператива. Если еще некоторое время назад вход в крупные сети даже на региональном уровне был практически закрыт, то сегодня последние готовы работать с фермерской продукцией, но при этом требования к ней стандартные – это не только качество товара, но и его подготовка, упаковка, бесперебойность логистики. Индивидуальный производитель вряд ли способен предложить ритейлу продукцию, соответствующую этим требованиям, тогда как крестьянским объединениям это под силу. 
Довольно нестандартным, но, возможно, эффективным решением станет свердловский проект, предполагающий объединение фермерских хозяйств и небольших торговых сетей для реализации продукции и формирования уникального товарного предложения – в противовес сетям-гигантам. По замыслу создателей проекта, локальные ритейлеры и местные производители заключат коллективный договор, после чего розница выкупит предлагаемый ассортимент с минимальной наценкой. По мере роста спроса цену в магазинах будут поднимать, что позволит закупать товар у аграриев уже по более высокой стоимости. Они, в свою очередь, смогут модернизировать предприятие и увеличивать объемы поставок. 
Одним словом, перспективы для развития у сельскохозяйственных кооперативов, особенно в условиях импортозамещения и повышенного внимания к ним со стороны государства, есть. При этом, однако, крестьянским хозяйствам важно преодолеть стереотипы и осознать себя активными участниками рынка, принять его условия и стремиться соответствовать требованиям, которые предъявляют к продуктам питания современные форматы торговли и, в конечном итоге, потребитель.