Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

Точка входа

РынокРынок

Аспекты миссии продовольственного интернет-каталога

проект: В эпоху высоких технологий информация превратилась в экономический ресурс, а с точки зрения маркетинга – в одно из главных средств борьбы за потребителя, для которого информация о товаре, особенно на продовольственном рынке, во многом определяющем здоровье и качество жизни, стала ведущим фактором выбора. Тем ценнее площадки, аккумулирующие сведения о товарах и открывающие доступ к ним как для производителей, так и для потребителей. Крупнейшая среди таких площадок – интернет-каталог продуктов питания GoodsMatrix.ru. На вопросы нашего издания отвечает его директор Михаил Кисин

Дарья Лукьянова
– В 2015 году проекту Гудс Матрикс исполнилось десять  лет. Михаил Вениаминович, каких показателей удалось достичь за это время? 
– Разобью ответ на этот вопрос на  блоки, концептуальный и фактографический. 
1. Вы можете представить себе современный рынок без справочника товаров? Нет? А вот по продуктам питания без нашего проекта это было бы фактом российской действительности. Десять лет назад мы поняли, что такого справочника в России нет, и решили, что эту нелепость надо  исправить и что мы справимся с этой огромной задачей. И до сих пор кроме нас этим никто не занимается ни со стороны государства, ни со стороны бизнеса. 
2. Сегодня 100% потребителей знают, что такое штрихкод, зачем он нужен, и почти все знают, как им пользоваться. Как повелось, людям кажется, что тренд пришел с запада. А 10 лет назад этого никто не знал, штрихкод был уделом профессионалов. И в этом глобальном сдвиге очень большая заслуга нашего проекта. Мы одними из первых в мире увидели перспективу нового использования штрихкодов потребителями и профессионалами, сумели получить патент, на основе которого сделан наш проект, и внесли большой вклад в популяризацию штрихкодов на всех уровнях. В 2008 году наш офис посетила большая американская делегация компании Google. Мы рассказали об идее использования штрихкодов конечными потребителями для доступа к информации о товарах. Это дало старт широкому международному распространению технологии.    
3. В нашем каталоге собрана информация о более чем 180 000 товаров, принято более 23 миллионов посетителей на сайте, база данных является первоисточником информации о товарах для десятков других проектов и сотен мобильных приложений, включая приложения от таких компаний, как Gooole и Яндекс. Проведена огромная работа в оффлайне. Ежегодно проект поддерживает и участвует в более чем 100 профессиональных мероприятиях отрасли и мероприятиях для конечных потребителей. Создан и успешно эксплуатируется уникальный классификатор продуктов питания, состоящий примерно из 2000 товарных групп. Создана уникальная поисковая система по продуктам питания, которая позволяет искать товары по большому перечню параметров и их сочетаний, включая ингредиенты, упаковку, награды, коды ОКПО и так далее. Последние 4 года большую работу мы проводим в области качества продуктов питания. Разрабатывается система сбора информации о результатах конкретных экспертиз качества и предоставления доступа потребителей к этой информации в удобном для них формате. 
 
– Кто целевая аудитория проекта?
– Ежедневно проект посещает около 15000 посетителей; 90% это потребители, 10% профессионалы. Основной поток посетителей складывается из двух источников – это переходы из поисковых систем и запросы по штрихкодам через приложения на мобильных телефонах и планшетах. Поэтому в данном случае аудитория состоит из тех людей, у которых в момент посещения актуализирован тот или иной интерес к конкретным продуктам питания. Это может быть поиск информации до покупки, уточнение информации после покупки, поиск отзывов и так далее. Это подтверждается и результатами исследований аудитории, которые мы проводим. 
Если выделять наиболее четко очерченную часть целевой аудитории потребителей, то это женщины 25-45 лет, семейные, имеющие детей и средний или средний минус бюджет на продукты и вдумчиво относящиеся к тому, чем они кормят семью.  Основную массу профессионалов составляют специалисты по ассортименту, как производителей продуктов питания, так и торговых организаций, в том числе торговых сетей. 
 
– Какую информацию могут получить потребители из каталога?
– Наш проект уникален по широте информации, которую мы собираем о товарах. Это и их подробное описание по различным параметрам, информация о производителе и бренде, информация о качестве, о ценах и местах продажи, рейтингах, наградах, сертификатах, отзывы и так далее. Потребители могут не только получить информацию, но и разместить свои отзывы и оценить товары по нескольким важным параметрам. 
 
– Зачем участие в проекте нужно производителям товаров? 
– Информация о товарах в цифровом виде является нематериальным активом производителя и все больше влияет на его коммерческие показатели. 
Сегодня большинство сетей не вводит товар в продажу, если поставщик не подключен к системам электронного документооборота. Это, наконец, делает очевидной мысль, которую мы пытаемся донести до производителей продуктов питания все 10 лет существования проекта. Современный рынок требует тщательной и профессиональной подготовки цифровых данных и своих товарах. Это и составляет одну из основных компетенций нашего проекта. Мы помогаем производителям готовить такую информацию и даем к ней доступ как через профессиональные каналы, так и конечным потребителям через портал.  Через пару лет продвигать товар на рынке без такой работы будет невозможно, и мы являемся на сегодня основным игроком в этой нише.  На профессиональном языке это звучит как «Менеджмент цифровых активов производителя». 
 
– Ваша миссия сформулирована как «повышение прозрачности продовольственного рынка и конкурентоспособности добросовестного производителя». Насколько актуален этот тезис в условиях экономического кризиса?
– Это актуально не только в кризис. Для общего повышения качества продовольственных товаров рынок должен быть устроен так, чтобы потребители могли достоверно различать товары высокого, среднего и минимального качества, а товары некачественные попадать на полки не должны вовсе. Этим градациям  должны соответствовать и градации цен на товары. Пока мы не умеем это различать, в выигрыше оказываются недобросовестные производители и продавцы, которые продают товары низкого качества по завышенным ценам и получают преимущества перед добросовестными производителями. Важнейшее направление развития рынка – переломить ситуацию, чтобы производить качественные товары было выгодно. Кризис вносит свои коррективы. Происходит мощнейший сдвиг в сторону более дешевых товаров, которые пытаются продавать по более дорогим ценам. В этой ситуации значение нашей работы только повышается. 
 
– Портал GoodsMatrix.ru плодотворно сотрудничает с нашим изданием, проводя собственные исследования потребительских предпочтений в разных сегментах продовольственного рынка и публикуя их результаты на страницах журнала «Продвижение продовольствия.Prod&Prod». В чем особенности этих исследований?
– Интернет совершил революцию в области исследований потребительских предпочтений и поведения. Другие отрасли уже не мыслят себя без актуальных данных, которые собираются в реальном времени в огромных количествах. Продукты питания как одна из самых инертных к интернет-инновациям сфер пока еще отстают в этом направлении, но определенные сдвиги уже наметились. Мы выбрали нишу экспресс-опросов. Они не претендуют на точность репрезентативных выборок и ручной обработки анкет, но зато позволяют опросить тысячи потребителей из разных регионов страны буквально за несколько дней и получить ответы на разнообразные вопросы, на качественном уровне. 
Например, проранжировать влияние разных факторов на выбор товара, проранжировать узнаваемость брендов, понять, что потребитель думает о качестве продуктов, как он меняет предпочтения в кризис и так далее. Мне запомнился опрос, который выявил, что лапшу быстрого приготовления чаще покупают женщины, чем мужчины, причем мужчины покупают, прежде всего, потому что удобно взять с собой, а женщины – потому что не надо готовить. 
 
– Михаил Вениаминович, каковы дальнейшие перспективы и направления развития проекта?
– В Интернет есть такое понятие «Точка входа». Сегодня каждый пользователь Интернет знает, где почта, где деньги, где госуслуги, где новости и так далее. Мы нацелены занять это место в сознании потребителей и профессионалов в ответ на вопрос – где продовольственные товары – это GoodsMatrix.ru. Заметьте, что продукты питания – это другая тема, это, например, сайты кулинарных рецептов. Важно понимать, что греча – это продукт питания, а «4602248007184 Греча ядрица Ярмарка» – это продовольственный товар. Через несколько лет справочник и каталог должны стать естественной инфраструктурной частью рынка. Другими словами, производитель, выпуская на рынок новый товар, будет не задумываясь, как само собой разумеющееся, размещать информацию о товаре в справочнике. Потребитель или профессионал, если у него будет возникать вопрос о продукте, будет открывать наш справочник и получать информацию. 
В ближайших планах – расширение направления «Менеджмент цифровых активов», помощь производителям в профессиональной оцифровке и размещении в Интернет информации о товарах. Кроме того, планируется придание порталу более современного вида (редизайн), широкий охват цен на продовольственные товары, интеграция в нашу систему международного классификатора Global Product Classification (GPC), разделение сайта на два – для более точного учета потребностей потребителей и профессионалов, развитие направления качества продовольственных товаров.