Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

Быстрая реакция

ТехнологииТехнологии

Качественное освещение развития бренда

метаморфозы: За последнее время российской экономике довелось испытать немало потрясений. Продовольственная отрасль не просто не осталась в стороне от них, но стала одной из тех, что наиболее остро почувствовали на себе последствия и политических решений, и разразившегося экономического кризиса

Дарья Цветкова
Изменения на рынке продуктов питания происходят регулярно, они кардинально меняют и поведение потребителей, и политику производителей. На перемены живо реагируют и эксперты рынка, предлагающие решения для продвижения товаров и завоевания лояльности потребителей в новых условиях. Сравнительно недавно интернет-каталог продуктов питания ГудсМатрикс начал реализацию нового проекта – изучение потребительского поведения в тех или иных сегментах рынка с помощью интернет-опросов среди аудитории портала. Об актуальности этого направления рассказывает директор проекта www.GoodsMatrix.ru Михаил Кисин.
 
– Михаил, почему именно в условиях кризиса изучение тенденций потребительского поведения становится особенно актуальным?
Все быстро меняется, причем меняется разнонаправлено. С одной стороны, потребители в кризис перешли на более рациональное потребление, начали экономить и переходить на более дешевые бренды или магазины, перестали стесняться покупать акционные товары, с другой стороны, конкуренты разоряются, и есть возможности занять их ниши. Каждый выбирает свою стратегию. В результате на последней конференции Института Адама Смита по товарам повседневного спроса в октябре 2015 в Москве Нестле и Проктер информировали о стратегии серьезного сокращения и оптимизации ассортимента, а Пепсико, наоборот, заявило о его серьезном росте. Такие решения можно принимать только на основе серьезных исследований. 
 
– Какие особенности и уникальные возможности портала ГудсМатрикс позволяют проводить подобные исследования?
Мы используем уникальные возможности, которые дает Интернет, для проведения экспресс-опросов потребителей. Только у нас на портале их бывает до 20 000 в день. Причем у нас на портале это люди, внимание которых в момент посещения сфокусировано именно на продуктах питания. В результате мы можем в течение кратчайшего времени получить мнение нескольких сотен и даже тысяч человек по тем или иным вопросам, которые волнуют производителей. Мы не претендуем на репрезентативность наших выборок. Это значит, что результаты нельзя без искажения распространять на всех потребителей города, региона или какой-то демографической группы, но зато можно быстро проверить  те или иные гипотезы на качественном уровне.   
 
– Назовите главные, на Ваш взгляд, тренды, которые определяют сегодня поведение потребителей?
Я уже сказал, что главным трендом является рационализация и оптимизация потребления. Когда денег начинает не хватать на привычные покупки, потребители начинают задумываться о том, что оставить, а что исключить из рациона, какое количество продуктов имеет смысл купить. В каких магазинах стоит покупать, где есть акции и как их найти. Многие в поиске акций посещают несколько магазинов, распределив свою корзину по более дешевым позициям в разных торговых сетях. Значительно вырос интерес к интернет-сайтам и мобильным приложениям, которые информируют потребителей о товарах и ценовых акциях магазинов. Хуже работает реклама, ориентированная на эмоциональное восприятие товара. Одновременно устойчиво растет объем заказов в интернет-магазинах и службах доставки продовольственных товаров, наборов и готовой еды. 
Следствием этого является весьма серьезный тренд и новый вызов для производителей продуктов питания. Он состоит в том, что продажи все больше и больше будут зависеть от качества цифрового описания товара. Десятки и сотни рождающихся сегодня интернет-магазинов нуждаются в карточках товаров с отличными «вкусными» фотографиями, детальными описаниями, разнообразными советами по употреблению товаров. На мой взгляд, те производители, которые отдают это на откуп интернет-магазинам, поступают крайне неразумно. Именно они в первую очередь заинтересованы в сбыте своей продукции, и должны заботиться и помогать тем, кто продает их товар. Сегодня наш каталог активно помогает и тем производителям, которые хотят профессионально оцифровать данные о своих товарах, и тем интернет-магазинам, которые нуждаются в карточках. По сути, мы стали диспетчером, который собирает информацию от первоисточников и раздает ее интернет магазинам.  
Хочу еще остановиться на качестве продуктов питания.  На рубеже 2011-12 годов государство ликвидировало существовавшую ранее систему обеспечения качества продуктов питания на основе тотального контроля и разрешительного принципа присутствия на рынке. Даже само понятие «качество» было убрано из всех нормативных документов,  а сертификаты соответствия, выдаваемые государством, были заменены на декларации о соответствии самих производителей. При выявлении нарушений гражданам было предложено обращаться в суд. Государство оставило за собой только гарантию безопасности продуктов питания.  Параллельно, через СМИ потоком походила информация о том, что качество продуктов очень низкое, и потребителю следует быть начеку. Это дало свои результаты, и сегодня значительная доля потребителей внимательна к той информации, которая доступна о качестве товаров. Это и данные с упаковки, и отзывы в сети Интернет, и сведения о качестве, которые начали собирать такие частные и некоммерческие организации, как Роскачество, Росконтроль, Общественный контроль и многие другие. Я считаю, что это тоже серьезный тренд на рынке.  
 
– Результаты исследований каких рынков оказались для Вас наиболее интересными и неожиданными?
Приведу несколько примеров. Для меня оказалось неожиданным, что по результатам исследования рынка еды быстрого приготовления  мнение мужчин и женщин разделились по вопросу о причинах покупки таких товаров. Причем мужчины указали, что покупают эти товары потому, что удобно брать с собой на работу, а женщины указали, что покупают такие товары потому, что не надо готовить!  Другим интересным исследованием была зависимость процента потребителей, которые готовы купить гречку, от ее цены. Получилась замечательная кривая, где заказчик смог увидеть, сколько процентов покупателей не испугаются той или иной цены.  Показательным оказались результаты исследования доверия к интернет-магазинам продуктов питания. Была выявлена четкая зависимость снижение доверия по мере удаления региона от Москвы. 
 
– Каков эффект от проводимых исследований? Как участники рынка используют их результаты в своей работе?
Как я уже сказал, наши исследования дают возможность получить качественную оценку той или иной маркетинговой идее.  Типовыми идеями является значимость отдельных факторов при выборе товара потребителями. Такими факторами являются вкусы продуктов, типы упаковок, расфасовка по весу, удобство употребления, значимость бренда, значимость страны производителя, значимость места покупки, доверие к производителю, функциональность продукта и многое другое.  Быстро получив оценку точки зрения потребителей, участники рынка могут учесть ее при корректировке своей маркетинговой стратегии. 
 
– Почему площадкой для трансляции производителям результатов опросов стало издание «Продвижение продовольствия.Prod&Prod»?
Мы много лет плодотворно сотрудничаем с журналом «Продвижение продовольствия.Prod&Prod». Это серьезное профильное издание, которое пользуется заслуженным авторитетом, является активным игроком рынка и широко распространяется в среде профессионалов продовольственной отрасли, в том числе на отраслевых выставках и других профильных мероприятиях. Читатели журнала – первые лица как компаний-производителей, так и оптовиков, и сетевой розницы, которые с его страниц узнают о тенденциях развития отрасли, о ее новинках и перспективных решениях. То есть это те люди, которые непосредственно участвуют в разработке маркетинговой политики, в изменениях товарной матрицы и корректировках ассортимента. Так что мы уверены, что наши результаты через это издание попадают непосредственно на рабочий стол нашей целевой аудитории – наиболее активных и современных специалистов отрасли.