Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

Опасное в неизвестном

ТехнологииТехнологии

Импортозамещение индустрии пищевых ингредиентов

скорость: Найти продукт без добавок на прилавках современных магазинов уже практически невозможно, но с внедрением новых технологий покупатель все активнее ищет его. Состав, обогащенный компонентами неизвестного происхождения и назначения, настораживает потребителя. Именно это недоверие и является основным тормозом на пути развития отрасли

Дарья Лукьянова
Индустрия пищевых ингредиентов – уникальная отрасль, которую можно назвать связующим звеном между остальными секторами продовольственной сферы. Для изготовления продуктов питания используется около 500 наименований самых различных компонентов, и потому именно данный сегмент является своеобразным катализатором развития всего производства. Они нужны не только для улучшения вкуса, цвета, запаха, продления сроков хранения продукции, но и для упрощения и ускорения технологического процесса, для снижения себестоимости товара, для обеспечения потребителей питательными веществами в достаточном количестве. 
Другое пересечение, характеризующее «местоположение» рассматриваемого сектора, – стык продовольственной и химической областей. Далеко не все пищевые добавки являются натуральными, и нередко их появление – заслуга скорее химии. Этим обусловлено настороженное отношение потребителей к подобного рода компонентам в составе продуктов и напитков. 
Кроме того, выпуск пищевых ингредиентов тесно связан с научными разработками, поскольку эта ветвь, как никакая другая, развивается за счет инноваций, которые сначала создаются в НИИ и лишь потом внедряются в производство. Именно благодаря научным изысканиям на рынке появляются добавки с качественно новыми потребительскими и функциональными характеристиками, позволяющими повысить конкурентоспособность продукта и расширить сферу его применения. 
Наконец, еще одна особенность отрасли – серьезная зависимость от импорта. Около 90 % добавок, используемых отечественными предприятиями, завозятся из-за рубежа, исключение составляют лишь масла и жиры. К числу ингредиентов, объемы выпуска которых не удовлетворяют потребности российской продовольственной и перерабатывающей промышленности, относят пищевые кислоты (лимонную, молочную, уксусную, яблочную и аскорбиновую), регуляторы, эмульгатор лецитин, влагоудерживающие агенты, гелеобразователи, аминокислоты, ферментные препараты и другие позиции. Неудивительно, что после введения санкций главной задачей стало ускоренное развитие и модернизация собственного производства. 
 
УСПЕХИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Безусловно, после введения санкций рынок стал меняться, и за последние два года на нем появилось немало товарных предложений и новых имен. Так, например, в 2015 году в сегменте хлебопекарной продукции о себе заявил производитель из Петербурга – компания «Русхлеб», созданная в сотрудничестве с ведущим научным центром хлебопекарной и макаронной промышленности России «ГосНИИХП». Предприятие выпускает хлебопекарные смеси и улучшители, которые позволяют ввести в ассортимент маржинальные позиции – функциональные и многозерновые хлеба. 
Для нужд кондитерской отрасли в Белгородской области строится завод по изготовлению пектина. Запуск планируется в 2018 году; предполагается, что он будет поставлять на рынок почти четверть от всего потребляемого в России пектина. Продукт будет выпускаться из яблочного жома, являющегося отходом производства сока. 
Глубокой переработкой сои займутся в Приамурье, на территории опережающего развития «Белогорск». Маслоэкстракционный завод «Амурский» станет единственным в России производителем соевого изолированного белка, который сейчас полностью завозится из-за рубежа, а также олигосахаридов и пищевой клетчатки. На барнаульском предприятии «АгроСиб-Раздолье», входящем в группу компаний «Юг Сибири», запустили линию по выпуску жидкого лецитина. Благодаря усовершенствованию нерафинированное прессовое масло не сразу идет на рафинацию, а сначала проходит гидратацию, которая позволяет выделить концентрат.  
В 2016 году в Дубне открылось новое производство компании «Акванова Рус» по выпуску натуральных инкапсулированных ингредиентов – совместный российско-немецкий завод, аналогов которому нет в Европе. Применяемая технология NovaSOL® позволяет растворять нерастворимые природные компоненты, обеспечивая их биодоступность и экономичность: доля добавки в конечном продукте будет снижена в 3-5 раз по сравнению с классическими методиками. Разработка будет применяться для выпуска нескольких категорий добавок – антиокислителей, консервантов, натуральных красителей и прочих. Особенно важно, что этикетка на продукции при этом останется «чистой», поскольку NovaSOL® – это полностью натуральная инновация. 
Игроки, которые давно присутствуют на рынке, стараются не отставать от «молодых» участников и предлагают новинки для хлебопекарной, кондитерской и других отраслей. Например, Нижегородский масложировой комбинат представил хлебопекарный жир для смазки оборудования. Он призван заменить вазелиновое масло, которым традиционно смазывают подвижные части тестоделителей и ножерезок и которое, так или иначе попадая в готовый продукт, может вызвать заболевания ЖКТ. 
«Союзснаб» специализируется на разработке натуральных ингредиентов – улучшителей для хлебопекарной продукции, натуральных консервантов для хлебобулочных изделий с антиокислительным эффектом, пробиотических культур для обогащения хлебобулочной, кондитерской и мучной продукции. Еще одна инновация компании – линейка натуральных ароматизаторов Del’Ar®, в которую входят самые востребованные вкусы фруктово-ягодного и ванильного направлений. 
Толчок для развития получили и локализованные в России иностранные предприятия, выпускающие пищевые ингредиенты. Например, американская компания Cargill открыла на своем заводе в Тульской области новую линию безотходной переработки пшеницы. А немецкий изготовитель ароматизаторов Symrise, еще в 2011 году открывший завод в Подмосковье, запустил не так давно линию, ориентированную на небольшие и средние производства. 
Успехи импортозамещения, как мы видим, действительно есть, однако потенциал отрасли пока не реализован даже наполовину. В каких направлениях целесообразно двигаться в своем дальнейшем развитии производителям пищевых ингредиентов, чтобы учесть нужды рынка и потребительские тренды? 
 
ПУТИ РАЗВИТИЯ
По мнению экспертов, одним из основных запросов продовольственной отрасли являются добавки, которые позволяют снизить себестоимость производства, но при этом сохранить качество готовой продукции. Это обусловлено, конечно, экономическим кризисом и явным стремлением потребителя к оптимизации расходов. Такие продукты на рынке уже присутствуют. Например, линейки «антикризисных» маргаринов своим партнерам предложил НМЖК – для песочного и слоеного теста, для кремов. Однако спрос велик, поэтому нет сомнений, что компании будут прикладывать все усилия к реализации научных разработок экономичных ингредиентов. 
Тенденция мирового рынка пищевых добавок, которая, думается, будет актуальна и для российских предприятий, стремящихся к повышению конкурентоспособности, – разработка уникальных, не имеющих аналогов продуктов в сотрудничестве с учеными. В этом направлении активно работает израильская компания Gadot Biochemical Industries, предлагающая полную линейку цитратов и фосфатов, включающих практически весь спектр ионов металлов, что создает возможность для обогащения продукции необходимыми элементами. 
Еще один вектор, являющийся, пожалуй, самым актуальным, – курс на натуральность. Во всем мире в последние годы отмечается рост использования «природных» ингредиентов. Так, например, в 2013 году объем глобального рынка красителей составлял 0,9 млрд долларов, из них 0,6 млрд приходилось на продукты естественного происхождения. По данным Innova Market Insights, в Западной Европе во втором квартале 2013 по сравнению с показателями второго квартала 2012 года число новых товаров, содержащих натуральные красители, выросло на 23 %. 
В России этот тренд является не просто актуальным, а одним из определяющих. Потребитель, несмотря на кризис, предпочитает натуральную пищу, в составе которой отсутствует так называемая химия. Однако поток информации со страниц СМИ, из Интернета, с экранов телевизоров о вреде и даже опасности пищевых добавок сформировал стереотип, что все они являются вредными. «Чистой», по мнению наших соотечественников, может быть названа лишь этикетка, содержащая исключительно базовые компоненты вроде мяса и специй. Переломить это убеждение, разъяснить покупателю, что дополнительные ингредиенты могут быть не только полностью натуральными, но даже полезными, будет непросто. 
Думается, по этой же причине в России не получают достаточного развития отрасли функциональных продуктов и добавок. Мировой рынок ингредиентов для здорового питания растет стремительно, прибавляя около 11 % в год. Самые быстрорастущие его сегменты – пребиотики и низкокалорийные подсластители из природного сырья. 
Отечественный рынок функциональных продуктов в последние годы тоже начал развиваться, но далеко не так успешно. Для среднестатистического россиянина понятие «функциональные ингредиенты» часто ограничивается исключительно про- и пребиотиками, о которых он слышал из рекламных роликов молочных продуктов. В то же время продукция с пищевыми волокнами может не только не привлечь, но и напугать, несмотря на то, что этот компонент необходим для нормализации пищеварения и метаболизма углеводов. 
Складывается парадоксальная ситуация. Пищевые ингредиенты не представлены в чистом виде на полках магазинов, потребитель не знает их брендов, производителю не нужна его лояльность – а потому, казалось бы, маркетинговые усилия должны быть сосредоточены на каналах B2B. Но в то же время повысить объемы продаж, превратить используемые натуральные добавки в конкурентное преимущество способна только работа с потребителем – образовательная, просветительская, информационная. 
Таким образом, перед российскими производителями пищевых ингредиентов стоит сразу несколько задач. Необходимо в тесном сотрудничестве с научным сообществом развивать производства, зачастую с нуля, или модернизировать уже существующие, чтобы добиться максимального импортозамещения. Но не меньше, чем производственная политика, важна маркетинговая стратегия, базирующаяся на натуральности и качестве выпускаемых добавок, научно доказанных фактах и постоянном диалоге с потребительской аудиторией.