Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

Итальянцы в России: перезагрузка

Маркетинг краяМаркетинг края

Итальянские компании на выставке WorldFood Moscow

реализуемость: После введения эмбарго на ввоз ряда товаров из стран Европы многие иностранные компании полностью покинули российский рынок, а сотрудничество между странами сократилось до минимума. Санкции коснулись и Италии, производители которой были вынуждены прекратить поставки мяса, свежих овощей, молочных продуктов, сыра и других категорий товаров. Однако с рынка Италия не ушла; более того, она продолжает развивать сотрудничество с Россией и предлагает потребителю новинки

Пьер Паоло Челесте Директор московского офиса Агентства ИЧЕ-Посольства Италии, отдела по развитию торгового обмена
По мнению Пьера Паоло Челесте, директора московского офиса Агентства ИЧЕ-Посольства Италии, отдела по развитию торгового обмена, «сила итальянских компаний – в возможности быстро реагировать на новые вызовы рынков. В Италии тысячи производителей, и за два года импорт в Россию снова стал расти благодаря тому, что мы сумели предложить потребителям востребованные «несанкционные» продукты с оптимальным соотношением цены и качества».  
По данным статистики Таможенной службы РФ, импорт продуктов питания и напитков из Италии в Россию в январе-декабре 2016 года не только не уменьшился, но и вырос – на 8,56 % по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Стоит отметить, что это максимальный прирост в сравнении с другими странами – даже с теми, продукция которых не попала под санкции: например, импорт из Китая показал рост на 5,78 %, а из Беларуси – на 1,91 %. В стоимостном выражении Италия занимает 10 место среди импортеров продовольственного сектора. 
Вся полнота присутствия итальянских компаний на отечественном рынке будет представлена на выставке WorldFood Moscow, которая пройдет в Москве в сентябре 2017 года. Говорит Пьер Паоло Челесте: «Ассортимент итальянской продукции будет очень широк, благодаря присутствию более 40 компаний и 60 торговых марок. Среди категорий продуктов, которые мы привезем в Россию, – кофе, консервированные овощи, оливковое масло, макаронные и хлебобулочные изделия и многое другое. Среди них будут и интересные новинки – например, органические и безглютеновые продукты, которые становятся все более популярными». 
 
ПАСТА И МУКА
Итальянская паста демонстрирует утрату доли рынка, по данным таможенной статистики. Так, в 2015 году ее доля составляла 56,13 %, в 2016 – 55,85 %, а в текущем году – 41, 29%. Таким образом, потери составили более 10 %. Отчасти это связано с ростом цен и снижением реальных доходов. Другая причина – открытие итальянскими компаниями производств в России и выпуск ими продукции, которая по своему качеству максимально приближена к настоящей итальянской пасте. Например, на территории России свою продукцию производят компании Barilla, De Cecco. 
Тем не менее, паста, произведенная в Италии и из итальянского сырья, продолжает пользоваться спросом. Об этом свидетельствует и тот факт, что она занимает первое место среди импортируемых продуктов той же товарной категории, а также успех маркетинговых акций – например, Недель итальянской пасты, которые проводились в Москве осенью 2016 года. 
На WorldFood Moscow будет представлено несколько итальянских компаний, производящих пасту. Свою продукцию представят компании PASTIFICIO DAVENA, Pastificio Di Martino Gaetano e F.lli, использующая традиционный рецепт на основе технологии медленного высушивания, и Astorino pasta DI salvatore astorino, гордость которой – необычные форматы пасты. 
Компания MUGNAI DI NAPOLI  предложит российским партнерам органическую муку из мягких сортов пшеницы без глютена, а также бобовую муку. Кроме того, на выставке будут присутствовать компании La Fabbrica della Pasta di Gragnano с органической пастой ручной работы и Puglia Selection, которая, кроме пасты, производит соусы, оливковое масло и овощные консервы. 
 
ОЛИВКОВОЕ МАСЛО
По данным Экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр», в 2016 году объем рынка оливкового масла в России заметно сократился, что обусловлено девальвацией рубля и снижением покупательной способности населения. Однако даже в таких условиях доля итальянского продукта выросла – в отличие от испанского, который на протяжении последних лет прочно удерживал лидирующие позиции на российском рынке. Так, если в 2016 году она составляла 25,72 %, то за первый квартал 2017 года увеличилась до 37,66 %. 
На выставке WorldFood Moscow итальянское оливковое масло представит компания L’Oleificio Cuscunà, плантации которой находятся на Сицилии, в районе вулкана Этна. Это семейное производство, более 40 лет выпускающее оливковое масло
extra virgin при помощи органических технологий. 
 
ВИНО
Российский рынок вина в целом в последние годы развивается динамично, что обусловлено, в первую очередь, развитием отечественного виноградарства и виноделия и появлением российских вин, способных, по заявлениям экспертов, выдержать конкуренцию даже на мировом рынке, несмотря на недостаточное количество продукции из собственного винограда. На руку отечественным виноделам сыграл и кризис: импортное вино подорожало почти в два раза. 
Однако в последнее время ситуация снова начала меняться: винный импорт, по данным Федеральной таможенной службы, в 2017 году растет. Эксперты объясняют это тем, что вино – это, в первую очередь, удовольствие, и в условиях укрепления рубля и стабилизации, в той или иной степени, цен россияне чаще стали позволять его себе. Что касается итальянских вин, традиционно любимых и ценимых значительной частью россиян, то их доля в структуре импорта по категории незначительно снизилась (с 28,6 % до 26,6 %), однако они по-прежнему занимают первое место среди импортируемых вин. 
Свою продукцию на WorldFood Moscow российским партнерам предложит винодельческая компания Azienda Agricola Costantino L. e Figli, виноградники которой расположены на Сицилии. Кроме того, на итальянском стенде можно будет увидеть пиво от производителя Birrificio Antoniano. 
 
ШОКОЛАД И ДРУГИЕ СЛАДОСТИ
Российский рынок шоколада в 2015-2016 годах переживал непростые времена. В связи с девальвацией рубля и резким ростом цен на какао-бобы на мировом рынке заметно снизился спрос. Сократилось как внутреннее производство, так и импорт: в денежном выражении общее падение импорта составило более 100 млн. долларов, по данным Центра исследований кондитерского рынка на основе статистики Федеральной таможенной службы. 
Уменьшился и объем поставок из Италии, и ее доля в общем объеме импорта. Однако примечателен и другой факт: в кризис падает общее потребление шоколадных изделий, но на этом фоне растет потребление премиальной продукции, которую потребители воспринимают как способ побаловать себя в конце дня. Так, по данным исследовательской компании Nielsen, в 2015 году единственным продуктом в категории шоколадных изделий, показавшим рост, стал именно премиальный шоколад. 
В связи с этим итальянские производители шоколада, несмотря на кризис, стремятся расширить присутствие на российском рынке. Так, на выставке WorldFood Moscow будет экспонироваться продукция компаний Socado, выпускающей шоколадные конфеты в подарочных коробках, плитки, пасты, драже, и Luigi Zaini, которая представит шоколадные яйца, конфеты с начинкой в оригинальных упаковках, а также фруктовые леденцы. 
На итальянском стенде можно будет увидеть не только шоколад, но сладости на основе фруктов и фруктовых соков. Это мармелады, джемы, желе, апельсиновый сок компании G.Trovato, а также несколько видов натуральной ореховой нуги от компании I.T.A.N. 
 
ВЫПЕЧКА
Недорогие мучные кондитерские изделия в России традиционно относятся к продукции повседневного спроса, однако импортная продукция, чаще всего позиционирующаяся в категории «премиум», воспринимается потребителями как подарок, угощение для гостей, источник удовольствия для себя или составляющая кулинарных рецептов. 
В разгар кризиса, в 2015 году, произошло резкое сокращение импорта. Однако, как и в ситуации с вином, укрепление рубля, произошедшее в 2016 году, помогло импорту европейской выпечки перейти к укреплению позиций, и, по данным Центра исследований кондитерского рынка, к апрелю 2017 года ввоз сладостей вырос примерно на четверть. 
Италии удалось увеличить долю в общем объеме импорта: с 12,6 % в 2016 году она выросла до 13,9 % в апреле 2017. Традиционная итальянская выпечка будет широко представлена и на выставке. Среди компаний, продукция которых составит экспозицию, – Fraccaro Spumadoro с традиционной выпечкой (панеттоны и т.д.); Italtaste с типичными сладостями и таралли; OSTERIA ITALIA с хлебными палочками гриссини. Еще один участник выставки – компания DTS Dolciaria, выпускающая сицилийские трубочки для канноли, сицилийские сладости с миндалем и фисташками, миндальную пасту и молоко, фруктовый марципан, миндальное печенье, хрустящие фисташки и миндаль.
 
КОФЕ
В 2015 году Италия занимала третье место в общем объеме ввозимого в Россию кофе. В 2017 году она переместилась на 4 место и потеряла 0,5 % в общем объеме импорта кофе. Однако состояние рынка демонстрирует, что перспективы у итальянских поставщиков в России неплохие, несмотря на кризис. 
Так, на протяжении последнего времени рынок горячих напитков в целом демонстрировал спад, однако падали в основном продажи дорогого чая, тогда как сегмент кофе, напротив, рос. Это связано и с нежеланием потребителей изменять своим ежедневным привычками, и с разнообразием ситуаций употребления кофе (например, в HoReCa значительную долю продаж обеспечил «кофе навынос»). 
WorldFood Moscow продемонстрирует новые бренды качественного итальянского кофе. Их представят компании Caffen, Crimark, Torrefazione Ionia, ICAF, Gima, которые предложат российским партнерам кофе в зернах, в капсулах, молотый как для оптовой и розничной продажи, так и для сегмента HoReCa. 
 
ОВОЩНЫЕ КОНСЕРВЫ
Рынок овощных консервов в России эксперты называют весьма перспективным. Это обусловлено ускорением темпа жизни, урбанизацией, популяризацией здорового образа жизни и стремлением ежедневно употреблять в пищу овощи, которые в свежем виде в зимне-весенний период в российских регионах стоят дорого. Популярность продуктов из Италии объясняется еще и тем, что некоторые консервированные овощи (например, томаты) являются неотъемлемым компонентом блюд итальянской кухни, которые можно приготовить в домашних условиях. 
На выставке будет представлено большое разнообразие овощных консервов из Италии. Среди них – консервированные томаты (а также масло и паста) компании Alimenco, сицилийский песто и соусы от SANTORO – BMC, томатная паста, пассата и овощи Con.sar и NOVI. Conserve Marrazzo Carmine привезет в Москву томатную пасту, соусы, печеный перец, жареные баклажаны, рапини в масле, фенхель; World of Italy – консервированные томаты, соусы, уксус, масло. Кроме того, на выставке можно будет увидеть редкие деликатесы – трюфели и продукты из них от Tesori del Matese. 
Кроме отдельных категорий, в итальянскую экспозицию войдет продукция кооперативов, участники которых производят целый ряд типичных итальянских продуктов. Среди них – Puglia Selection, производители из Апулии, которые привезут вино, оливковое масло, макаронные изделия, пасту без глютена, хлебобулочные изделия, овощные консервы. Еще один кооператив - Greentur, предлагающий российским партнерам гастрономические наборы, включающие ингредиенты для приготовления традиционных итальянских блюд. 
Участники выставки – импортеры, дистрибьюторы, рестораторы, представители СМИ – смогут не только увидеть итальянскую продукцию на выставочных стендах, но и принять участие в мастер-классах и кулинарных шоу с участием итальянских шеф-поваров по приготовлению изысканных блюд из представленных на выставке продуктов.  
Очевидно, что для Италии российские санкции стали не сигналом к прекращению сотрудничества, а стимулом для дальнейшего развития, для пересмотра ассортимента предлагаемых товаров и поиска новых подходов к их продвижению. Это подчеркивает и Пьер Паоло Челесте: «Активное участие итальянской делегации в WorldFood Moscow ясно дает понять: Россия продолжает оставаться важным рынком для нашего экспорта, и мы не можем позволить себе его потерять. Этот факт – главная причина того, почему Агентство ИЧЕ продолжает прикладывать усилия к развитию сотрудничества между Италией и Россией в продовольственной отрасли».