Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

За китайской стеной

В фокусеВ фокусе

«Точки входа» российских компаний на китайский рынок

лидер: В 2016 году Китай стал главным покупателем российских продуктов питания, потеснив с первого места Турцию. По данным Федеральной таможенной службы, товарооборот между двумя странами увеличился на 4 %, по сравнению с 2015 годом, а доля Китая в экспорте российской продукции АПК составила 10,8 % (по подсчетам Российского экспортного центра). Экспорт овощей вырос на 193,99 %, сахара и кондитерских изделий из сахара – на 173 %, продуктов из муки и мучных кондитерских изделий – на 329,36 %

Интерес китайских потребителей к российским продуктам питания эксперты объясняют несколькими факторами. Это и девальвация национальной валюты, и, что самое важное, рост благосостояния китайского среднего класса, который испытывает недоверие к местным продуктам: чтобы прокормить огромное население, китайские производители вынуждены использовать химикаты для повышения урожайности.
 Однако при всем доверии китайских потребителей к российским продуктам выйти на рынок Поднебесной не так-то просто: для этого потребуется изучение законодательной базы, конкурентной среды, особенно из числа западных компаний, нюансов потребительского поведения, а также менталитета жителей восточной страны, который очень отличается от европейского. 
Одна из площадок, способных стать «точкой входа» российских компаний на китайский рынок, – выставка Российско-китайское ЭКСПО. В 2017 году она прошла в 4-й раз. На выставке побывал Алексей Орлов – представитель проекта RusFoodExpo, который дал свои комментарии к этому материалу. Главная цель RusFoodExpo – предоставить участникам продовольственного рынка максимально полную информацию об отраслевых выставках России и ближнего зарубежья с помощью фото-, видеоматериалов о форумах и их участниках, 3D-туров с обзором стендов. Российско-китайская выставка вполне закономерно заинтересовала создателей проекта, ведь Китай сегодня – одно из самых перспективных экспортных направлений для российских производителей. 
Выставка, которая в этом году проходила в Харбине, является масштабным совместным проектом России и Китая: среди ее организаторов - МинПромТорг РФ, Минэкономразвития РФ, Министерство коммерции Китайской народной республики и администрация провинции Хэйлунцзян. Собственные стенды выставили 1 тыс. 249 организацией, Россия была представлена на выставке 75 различными компаниями. Кроме того, были экспозиции 13 российских регионов, заинтересованных как в продвижении продукции своих производителей на китайский рынок, так и в привлечении инвестиций. 
«Выставка яркая, большая, на уровне лучших выставок Москвы.  Были как стенды отдельных производителей, так и групповые экспозиции, представляющие конкретные регионы России, причем российские стенды, по моим наблюдениям, никогда не пустовали». 
Какие российские продукты востребованы у китайских потребителей и могут заинтересовать предпринимателей Поднебесной? Согласно статистике Российского экспортного центра, сейчас 60 % отгрузок в Китай приходится на мороженую рыбу, на втором месте – соя, подсолнечное и соевое масла. Растут поставки шоколада, которые по сравнению с 2015 годом выросли почти в 4 раза. Поставки фруктовых и ягодных соков выросли почти в три раза, виноградных вин – в 3,8 раза. Однако этими категориями интересы российских бизнесменов в Китае не ограничиваются, и прошедшая выставка это подтверждает. 
Ажиотаж на выставке вызвали российское печенье, кондитерские изделия, мороженое и мед; пользовались популярностью колбасы, рыбные консервы. Нижегородская область достигла предварительных договоренностей о поставках мороженого и шоколада, а Ямало-Ненецкий автономный округ планирует отправлять в Китай продукцию оленеводства и переработки дикоросов – варенье из северных ягод и травяные чаи.
Составить перечень продуктов, способных вызвать интерес, оценить цены и уровень спроса на те или иные товары, в том числе российские, понять, стоит ли их экспортировать, найти эксклюзив поможет и посещение китайских магазинов и кафе.
 
Из наблюдений Алексея Орлова:
«Из российских товаров часто встречал пиво «Три медведя» 1,5 литра, сок «Любимый» и шоколад «Аленка». Интересно, что сладкое китайцы воспринимают иначе, чем мы, и наши конфеты для них обычно чересчур сладкие. В Китае не пьют чай как дополнение к еде, вообще. В гостинице за завтраком вам его не предложат, пакетиков не найдете. Чай – это отдельная процедура, не связанная с едой. В магазинах нет молочных, кисломолочных продуктов. Нет хлебобулочных изделий: в Китае не заедают еду хлебом, и бутербродов я тоже не видел. Нет огромного колбасного отдела и отдела мясных деликатесов. В магазине можно увидеть 1-2 вида сосисок и колбасок – хранятся они без холодильника, и  состав остается загадкой. Как снеки продаются куриные лапки». 
 
Для компаний, которые планируют выход на китайский рынок, поездка на выставку может стать и первичным маркетинговым мероприятием. Присутствие на Российско-китайском ЭКСПО даже в качестве не экспонента, а гостя, позволит получить представление о рынке сбыта и его особенностях, пообщаться с китайскими бизнесменами для формирования дальнейшей стратегии продвижения на рынок Поднебесной и оценки собственных возможностей по реализации этой стратегии. 
«На выставке было несколько случаев, когда наши производители привозили и рекламировали один товар, а китайцев интересовал совершенно другой из той же группы. Кроме того, всегда есть нюансы, узнать которые можно только на месте, общаясь с местными предпринимателями. Например, услышал на выставке, что привозить кондитерские изделия в Китай можно только с октября по апрель; в остальное время слишком жарко, и при перевозке продукция испортится». 
Кроме того, Российско-китайское ЭКСПО – это не только выставочные стенды, но и обширная деловая программа, участие в которой поможет в решении многих практических вопросов, связанных с экспортом. Среди ее мероприятий – Агрофорум, участники которого поделились информацией о сельскохозяйственной продукции, востребованной на рынках России и Китая, и получили возможность установить прямые деловые контакты. Прошли конференции и круглые столы, посвященные вопросам выхода российских экспортеров сельхозпродукции на китайский рынок. 
 
Подготовиться к переговорам, сформировать предложение для потенциальных китайских партнеров поможет понимание некоторых бытовых нюансов и особенностей менталитета:
«В Китае английский язык знают в авиакомпании-перевозчике, в торговых центрах, популярных у иностранцев, и, если повезет, в гостинице. Все. Где-то на улице что-то спрашивать на английском бесполезно. Поэтому в смартфоне обязательно нужна программа переводчик.
Везде используются QR-коды – на улице, в транспорте, в банках, магазинах, кафе. Можно сканировать приложением QR-код и оплатить еду в кафе и покупки в магазине.
Китайцы могут показаться простоватыми, как дети. Могут подойти к европейской девушке на улице, потрогать волосы – без агрессии, улыбаясь. Но не надо этот опыт переносить на переговоры: на рынках, в магазинах видел, как умеют торговаться, добиваться своей цены, как борются за каждого покупателя. Это надо учитывать при общении с потенциальными партнерами». 
Китайский рынок только на первый взгляд кажется неприступным, спрятанным за высокой стеной. При детальном его изучении, анализе и тщательной подготовке успешная работа на нем возможна. И первым шагом к выходу в этот непростой, но очень привлекательный для российских производителей мир становятся международные выставки, в том числе Российско-китайское ЭКСПО. 
 
Подробнее о выставке: rusfoodexpo.ru