Рекламное агентство Хабеас Корпус, Журнал Продвижение Продовольствия
E-mails: info@habeas-russia.ru, o.frizorger@habeas-russia.ru,
copy@habeas-russia.ru, s.frizorger@habeas-russia.ru,
infospb@habeas-russia.ru
Телефоны для связи: +7 (812) 498 97 42,
+7 (903) 097 99 96
Рекламные площади:
• ж/д вокзалы
• пригородные электрички
Рекламные площади:
российские
аэропорты
B2В конференции:
• организация и проведение
• продвижение продукта
Издательство журнала:
«Продвижение продовольствия.
Prod&Prod»

...внимание, марш!

ТехнологииТехнологии

Стартаперы меняют реалии продовольственного рынка

Революция: Новые технологии проникают и в мир продуктов питания. Именно эта черта – внедрение инноваций – типична для мини-бизнес-проектов, предлагающих не только оригинальную идею, но и особый, индивидуальный подход к покупателю. С таким набором свойств стартапы оказываются необычайно жизнеспособны в активной конкурентной среде, и потребительский интерес к ним возрастает с каждым годом

Дарья Лукьянова
В дословном переводе термин «стартап» (startup) означает «начало процесса». А вот трактовок и объяснений, что же это за процесс и чем он отличается, скажем, от малого бизнеса, существует немало. У подобных проектов есть некоторые общие черты: короткий срок существования, ограниченный бюджет, очень небольшая команда (часто это 2-3 человека), стремительное развитие. Но главное в любом стартапе – инновационная, технологичная, привлекательная для потребителя идея. Это венчурный бизнес, направленный на создание нового продукта с привлечением средств инвесторов. 
Большинство стартапов базируется на использовании или создании высоких технологий. Это неудивительно: около 80 % мировых финансов сосредоточено в сфере IT. Однако это не означает, что их применение ограничено ее рамками. Продовольственная отрасль – весьма перспективное направление для появления подобных проектов по нескольким причинам. Во-первых, это развитие технических инноваций, которые все глубже проникают во все сферы жизни, в том числе в сферу производства и сбыта продуктов. Во-вторых, нехватка времени у жителей крупных городов на походы по магазинам и приготовление еды. Третий фактор – изменение характера питания как следствие стремления к здоровому образу жизни, недоверия к качеству магазинных товаров, урбанизации, ухудшения экологии. 
Популярности стартапов способствует и сложившаяся рыночная ситуация. В условиях кризиса и снижения покупательной способности идет борьба за каждого потребителя и новым компаниям закрепиться на конкурентной территории непросто. А вот стартапам это нередко удается – благодаря их гибкости, мобильности, неустойчивости (а значит, готовности постоянно меняться, подстраиваясь под требования рынка и клиентов), эффективности управления и новым, уникальным продуктам и внедряемым технологиям. 
Все чаще такие проекты привлекают внимание не только частных инвесторов и инвестиционных фондов, но и крупных производителей, понимающих, что революционные идеи, способные принести прибыль, рождаются не только в отделах маркетинга, но и у молодых начинающих предпринимателей. Интерес к ним легко объясняется. Запуск нового продукта фирмой-гигантом требует немалых затрат – на маркетинговые исследования, на разработку, на выпуск тестовой партии, зарплаты сотрудникам. Причем эти расходы компания несет вне зависимости от того, каким будет результат. Стартапы же – это уже опробованный продукт, доказавший свою востребованность, который может быть масштабирован.  
Неслучайно в начале 2017 года о запуске акселератора для стартапов заявила, например, PepsiCo, открывшая площадку PepsiCo LAB. Ее участники, начинающие предприниматели с интересными проектами, получили доступ к возможностям по тестированию своего продукта, технологическим решениям, каналам сбыта, в том числе международным. В программе приняли участие проекты, предлагающие инновационные решения в сегментах снеков, молочных продуктов, соков и безалкогольных напитков, коммуникациях с потребителем, повышения эффективности в точках продаж и других. 
Партнером PepsiCo LAB выступил российский акселератор – центр пищевых стартапов Mabius, основанный в 2014 году. Приоритетным направлением в его глазах стал выпуск продуктов, укладывающихся в концепцию здорового питания. Товары, проанализированные с помощью сервиса оценки рыночных перспектив Croudfactory, получают менторскую поддержку, помощь в разработке маркетинговой и рекламной стратегии, упаковки, логистики, правовую поддержку и инвестиции.
Сомневаться в наличии перспектив развития венчурного сегмента продовольственного рынка не приходится. Каковы векторы этого развития и какие ниши остаются неохваченными? 
 
ДОСТАВКА ГОТОВОЙ ЕДЫ
Сервисы «еды по подписке» в крупных городах переживают сегодня настоящий бум. Это не только российский, но и общемировой тренд: согласно исследованию международной консалтинговой компании McKinsey, сейчас на глобальном уровне рынок доставки продуктов оценивается в €100 млрд, что составляет 1 % от всего продовольственного рынка и 4 % от сегмента товаров, продаваемых через рестораны и фастфуд-сети (в 2016 году показатель составлял $83 млрд). А по данным исследования РБК «Рынок доставки готовой еды 2016», в России интенсивность использования услуг в кризисное время снизилась, но общая доля пользователей не сократилась. 
В первую очередь, речь идет о доставке еды из ресторанов. Такие компании работают в формате marketplace – как агрегаторы меню из большого количества элитных кухонь, на сайте которых потребитель делает заказ блюд – и они затем передаются в выбранные точки общепита самими компаниями-агрегаторами. 
Второй вариант – готовые блюда по запросу или по заданному расписанию на дом или в офисы. В качестве примера подобного сервиса можно привести Just Food, предлагающий правильный дневной рацион (на 5-6 приемов пищи) с учетом индивидуальных параметров. На сайте представлено несколько рационов разной калорийности; потребитель может рассчитать свою норму калорий и сделать заказ рациона на день или на 2-4 недели, в течение которых доставка будет осуществляться каждые два дня. Другой пример – Plov.com, более специализированный проект: «интернет-чайхана», шеф-повар которой готовит три вида плова и сопутствующие блюда узбекской кухни.
Масштаб подобного бизнеса невелик, чаще всего – несколько сотен клиентов. Но в этом заключается и определенное преимущество: стартаперы знают своих постоянных заказчиков и адаптируют блюда под их предпочтения (например, исключают из стандартных рецептов аллергические компоненты), тем самым укрепляя доверие и лояльность. 
 
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
Другой популярный тренд стартап-индустрии – производство полезных продуктов и ингредиентов для приготовления блюд. Один из ярких примеров этого направления – Easy Meal, сервис здорового питания.
С его помощью можно составить индивидуальную программу питания при участии профессиональных диетологов, а затем здесь же, на сайте, заказать готовые блюда для нее. Или, скажем, «Лавка Edoque» – бизнес по доставке наборов свежих отборных овощей, фруктов, орехов, собранных в тематические коробки («Экзотика», «Фестиваль винограда» и другие). Авторы проекта гарантируют, что весь товар отбирается у поставщиков вручную, поэтому проблем с качеством не бывает. 
Сегмент детокс-питания и смузи охвачен слабо, особенно в регионах. Detox Pro – компания, работающая в этом направлении, предлагает несколько детокс-программ на 1-3 дня, состоящих из натуральных фруктово-ореховых смузи с рассчитанной калорийностью. Еще один подобный стартап – FoodSpa, осуществляющий доставку наборов для очищения и похудения, включающих смузи, натуральные соки, супы-пюре. 
 
КУЛИНАРИЯ
Особо стоит выделить доставку ингредиентов для приготовления тех или иных блюд, поскольку рассчитан такой формат на иную целевую аудиторию – потребителей, которые любят и хотят готовить самостоятельно, но не располагают временем для выбора рецептов, походов по магазинам и подбора качественных и правильных продуктов. 
Один из таких проектов – «Гурман и Я», доставляющий продукты с рецептами для ежедневного и праздничного меню: домашнего, премиум, диетического, фитнес. С помощью сервиса можно выбрать что-то по вкусу, ориентируясь на бюджет, сложность и время приготовления, и заказать на дом всё, что необходимо для создания заинтересовавших блюд. По аналогичному принципу работает и «ШефМаркет», предлагающий также рецепты из национальных кухонь и ингредиенты для них. 
 
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
В российском агробизнесе инновационный подход приживается с трудом, что объясняется длительными циклами производства и окупаемости, необходимостью объемных инвестиций, нехваткой специалистов. Однако научных разработок, направленных на повышение эффективности сельского хозяйства, немало. Крупный отечественный акселератор, аккумулирующий идеи, направленные, в том числе, на совершенствование агротехнологий, – Generation S. В 2016 году он запустил направление AgroBioTech&Food, ориентированное на проекты, способные повысить эффективность производства или открыть для бизнеса новый вектор развития.
Среди идей, которые разрабатываются участниками Generation S, – комплекс переработки органических отходов в удобрения и энергию, технология переработки отходов очистки масличных семян с получением кормовых продуктов и растительных масел, ДНК-тест-системы для определения уровня микробиологического загрязнения на предприятиях молочной и мясной промышленности.
Стартапы молодых ученых в области агротехнологий поддерживает и Научный парк МГУ. В числе проектов этого акселератора технология определения антибиотиков в молоке AbMilk, капсульные мини-теплицы «Ноосфера» для автономного выращивания растений, лаборатория экспресс-оценки токсичности почв, отходов, вод «МиниЛАБ 3в1» и другие. 
 
ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКТОВ
Благодаря стартап-проектам появляются нишевые продукты, ориентированные на узкую целевую аудиторию. Среди таковых известен EatTube – это чизкейки в тубах от компании «Инновационные пищевые технологии», которые сейчас можно увидеть в «Азбуке вкуса» и на некоторых заправках Петербурга. Еще один подобный пример – интернет-магазин «Космическое питание», в котором продаются первые и вторые блюда в тубах, а также подарочные наборы. Авторы идеи утверждают, что вся создаваемая ими еда высшего качества, без загустителей, консервантов, стабилизаторов и прочих искусственных добавок. 
Большая часть разработок инновационных продуктов направлена на выпуск функционального питания. Представителем этого сегмента является «СанПротеин» – протеиновый коктейль с высоким содержанием белка, изготовленный на основе концентрата подсолнечника. Разработка примечательна доступностью сырья, ведь Россия – один из мировых лидеров по производству семян этого растения.  
YoDa – это тарталетки и хлебцы из водорослей, в большом количестве содержащие витамины и микроэлементы. Разработчики называют свое предложение полезной альтернативой мучным изделиям и рассчитывают, что оно найдет потребителей среди тех, кто придерживается здорового образа жизни, и вегетарианцев. А в ТОП лучших стартапов упомянутого акселератора PepsiCo LAB вошел проект Future Drinks, направленный на возрождение старорусских рецептов и создание на их основе традиционных натуральных напитков – иван-чая и взвара. 
 
РИТЕЙЛ
Инновационных решений и прорывных стартапов ждет и ритейл. Инвестиции в технологии, которые могут быть применены в этой сфере, растут во всем мире. В 2016 году они в целом превысили прогнозируемый максимум и составили более $800 млн. При этом больше всего инвестиций вложено в «умные» кассы, в сервисы, отслеживающие покупки потребителей, и аналитические механизмы. 
Об интересе ведущих российских ритейлеров к проектам, которые позволят повысить эффективность торговых точек, говорит тот факт, что X5 Retail Group вместе с Фондом развития интернет-инициатив будет отбирать стартапы, занимающиеся анализом поведения потребителей и повышением персонализации в продуктовом сегменте. В первую очередь будут тестироваться проекты по персонализации предложений в режиме реального времени, отслеживанию маршрутов посетителей магазинов, анализу данных, автоматизации логистики и складов, а также программы лояльности. 
Собственный акселератор для российских стартапов в сфере розничной торговли, логистики и сервисов магазинов недавно запустил другой ритейлер – «Дикси». Сеть готова инвестировать и входить в проекты по повышению эффективности процессов продаж и обслуживания покупателей, а также оптимизации логистики и дополнительных каналов доставки товаров.
Говорить о взрывном характере развития стартапов в России пока рано. В последнее время их открывается немало, но далеко не всегда они оказываются успешными (через какое-то время закрываются, по данным статистики, около 80 %). Однако уверенно можно утверждать, что фуд-стартапы уже сейчас не просто привлекают внимание крупных инвестиционных компаний и потребителей, но и меняют общую картину продовольственного рынка. 
Сила их, пожалуй, не столько в использовании высоких технологий, сколько в той самой персонализации, к которой стремятся крупные компании и которую им так непросто реализовать. С этой точки зрения продовольственные стартапы имеют неоспоримое преимущество: благодаря отсутствию громоздкой системы управления и гибкости они могут общаться непосредственно с клиентом и моментально реагировать на все его запросы. 
Скорость реакции – одно из важнейших условий выживания производителей в современном мире, когда благодаря интернету и гаджетам тренды не существуют годами, а быстро зарождаются и так же быстро умирают. 
Не ориентированные на массового потребителя, стартапы имеют возможность выпускать нишевые продукты, постоянно обновлять их, совершенствовать предложения и тем самым не конкурировать с крупными производителями, а создавать отдельные, пусть и довольно узкие категории.